Тайное святилище

57Обычно как выходит: раскопали археологи какой-то курган, описали находки, отчитались об экспедиции - и все. На самом деле все только начинается. Да, находки и материалы какое-то время лежат в запасниках музеев, но иногда к ним возвращаются уже другие исследователи, вновь и вновь начинают их изучать, осмысливать происходившие исторические процессы, применять новейшие методы научных исследований, которые порой опровергают первоначальные предположения...

56В уже далеком 1997 году археологическая экспедиция Волгоградского государственного социально-педагогического университета (рук. Гуренко Л. В.) провела охранные раскопки одиночного кургана у хутора Бирюкова, в которых принимал участие и казачий музей. Курган располагался на землях администрации х. Басакина и поэтому в отчете он именуется басакинским. Высотой он был чуть более метра, на поверхности видны следы заплывших стрелковых ячеек и окопа периода Сталинградской битвы.
Во время раскопок в кургане было обнаружено восемь древних захоронений и половецкое святилище. Последнее представляло собой наибольший интерес в историко-археологическом плане, так как в нем была обнаружена деревянная скульптура.
Мы все более наслышаны о существовании каменных половецких изваяний, а вот о деревянных практически ничего не знаем. Насыпь кургана скрывала яму, в центре которой находилась полутораметровая нижняя часть и основание деревянной скульптуры - половецкой «бабы». Стояла она вертикально, лицевой стороной была обращена на восток. У постамента лежали остатки тризны. Жертвенной пищей была баранина. Верхняя часть скульптуры отсутствовала, на уровне пояса она была кем то аккуратно и ровно срублена или спилена.
Первоначально археологи полагали, что срез невольно сделали красноармейцы, копавшие гнездо под пулемет. Но солдаты здесь оказались ни при чем: никаких следов верхней части скульптуры в окопе времен войны не было. Спустя четверть века, уже при повторном изучении материалов экспедиции, археологи пришли к выводу, что срез очень древний и именно в таком виде скульптура и была помещена в яму.
Первоначально она была, скорее всего, изготовлена в полный рост и стояла открыто на поверхности какого-то другого кургана. Ее основание находилось в земле. Но в 20-30-х гг. XIII в. появившиеся на Дону монголы, «зачищая территорию», срезали под корень открыто стоявшую верхнюю часть скульптуры, но не тронули нижнюю. Позднее, вернувшиеся на какое то время половцы закопали сохранившуюся часть в басакинском кургане, устроив, таким образом, тайное святилище.
Нижняя часть представляла собой фрагмент торса фигуры взрослого человека, ниже пояса, с ногами и основанием-подиумом. Скульптура мужская и была «одета» в плотные облегающие штаны, а не платье. Правая нога выше колена была уничтожена норой грызуна, а левая сохранилась полностью. Особенно тщательно скульптор вырезал ступню. Для реалистичности он даже «обул» ее в кожаные, остроносые сапожки на плоской подошве.
К сожалению, сохранить деревянную основу в полевых условиях не удалось. В настоящее время от скульптуры сохранился лишь небольшой фрагмент ступни левой ноги в кожаной обуви. Сейчас «ножка» из казачьего музея, по просьбе известного исследователя половецких изваяний А.В. Евглевского, передана в Эрмитаж для определения породы дерева и дальнейшего изучения.
И это не случайно: до недавнего времени считалось, что половецкая деревянная скульптура имела распространение лишь на левобережье Дона от р. Есауловский Аксай до Азовского моря. Однако, находка бирюковской «бабы» расширяет ареал их распространения также и на правый берег Дона.
Обустройство тайного святилища в кургане у х. Бирюкова и перенос туда сохранившейся нижней части деревянного изваяния, по времени могут быть связаны с периодом завершения похода монгольских полководцев Джэбэ и Субэдея – начала похода хана Бату. Произошло этой в первой половине 30-х годов ХIII века. Археологи Евгений Викторович Круглов и Леонид Валерьевич Гуренко полагают, что в ходе похода Бату половецкая орда, кочевавшая в наших степях и установившая данное святилище, скорее всего, была уничтожена.

Информация предоставлена директором Чернышковского казачьего музея М.Н. Луночкиным.