Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Материал к лекции по теме: «Основные задачи правового антикоррупционного просвещения и формирования нетерпимого отношения к коррупции»

Противодействие коррупции в нашей стране на протяжении последних лет реализуется последовательно и системно – от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно -надзорных органов и органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.
Все понимают, что одних законодательных запретов на пути противодействия коррупции недостаточно. Важно менять отношение населения и самих чиновников к происходящим процессам. Данную проблему необходимо решать комплексно. В жизни нарушения могут совершаться, в том числе из -за нехватки знаний. Поэтому одним из эффективных способов борьбы с коррупцией может явиться ее профилактика, через системное обучение муниципальных служащих и правовое просвещение граждан.
Другим немаловажным направлением является работа кадровых подразделений органов местного самоуправления, на которые возложены воспитательная и профилактическая функции в вопросах противодействия коррупции. Кадровые службы должны проводить с сотрудниками органов МСУ мероприятия, нацеленные как на правовое антикоррупционное просвещение муниципальных служащих так и на формирование у них в сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям.
К примеру, для своевременного предупреждения коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин работникам органов МСУ рекомендовано систематически повышать свою квалификацию. Помимо знаний об ограничениях и запретах на муниципальной службе, муниципальные служащие должны иметь представление об основных международно-правовых актах в сфере противодействия коррупции, знать российские законодательные акты..
При поступлении на муниципальную службу с претендентами необходимо проводить профилактические беседы о недопустимости коррупционных проявлений, о порядке уведомления о случаях склонения к их совершению, о запретах и ограничениях, связанных с прохождением службы.
Аксиомой для всех должны стать следующие утверждения, что «брать взятки сейчас –немодно», «правосудие рано или поздно настигнет коррупционера», «жить вне коррупции –спокойнее».
В правосознании муниципальных служащих и населения «с молодых ногтей» должен закрепиться принцип «многих глаз» -основной принцип борцов с коррупцией. Любые коррупционные проявления в настоящее время могут быть преданы огласке, поскольку большинство окружающих нас людей оснащены средствами видео фиксации и коммуникации –мобильными телефонами, гаджетами, которые практически онлайн способны их транслировать в сети Интернет, сохранять и тиражировать в ней. В данном случае «всемирная паутина» играет серьезную профилактическую роль в борьбе с коррупцией.
Современные условия требуют перехода к новым способам распространения правовых антикоррупционных знаний. В каждой администрации Чернышковскогоельной власти имеются подразделения или должностные лица, отвечающие за профилактику коррупционных правонарушений, которые могут использовать следующие формы просветительской деятельности: размещение информационных материалов в СМИ, изготовление социальной рекламы (видеоролики, баннеры, светодиодные экраны и др.), организация лекций и обучающих семинаров,издание печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан (буклеты, брошюры, правовые памятки, стикеры и др.).
Названные формы просветительской деятельности в первую очередь следует применять федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным проводить антикоррупционную политику в Российской Федерации путем принятия конкретных управленческих решений. Речь идет о министерствах образования и науки, юстиции, труда, а также министерствах внутренних дел, здравоохранения, ЖКХ, в сферах деятельности которых, по мнению населения, наиболее высокий уровень коррумпированности. В дальнейшем, в эту работу с применением новых современных технологий следует включиться всем федеральным и региональным органам государственной власти. Возможно, в ближайшем будущем потребуется создать единый антикоррупционный правовой просветительский пул, который взял бы на себя роль координатора этой деятельности во всех органах власти и организациях в стране.
В завершении отмечу, что динамично развивающееся антикоррупционное законодательство порождает необходимость оперативного формирования единой практики его применения кадровыми подразделениями органов власти и организаций.