Протокол №4 от 22.11.2018 года
ПРОТОКОЛ
семинара-совещания по противодействию коррупции в администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области
р.п.Чернышковский
22.11.2018 года |
№ 4 |
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Первый заместитель главы –начальник отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района, председатель семинара-совещания |
И.А. Хатмуллина |
Начальник отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района, заместитель председателя семинара-совещания |
Е.А. Бобровская |
Начальник отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей |
Т.В. Андреева |
Заместитель начальника отдела финансов администрации Чернышковского муниципального района |
С.Н. Санеева |
Заместитель начальника отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района, секретарь семинара-совещания |
И.И. Лазарева |
Главы городского и сельских поселений Чернышковского муниципального района, муниципальные служащие администрации ЧМР ВО, администраций городского и сельских поселений Чернышковского муниципального района, руководители и работники муниципальных учреждений, учредителем которых является администрация ЧМР ВО, руководители образовательных учреждений района |
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Об автоматизации закупок товаров, работ, услуг малого объема для обеспечения муниципальных нужд Чернышковского муниципального района.
2 . Переход от аналогового к цифровому эфирному телевещанию на территории Российской Федерации.
3. Противодействие коррупции в системе размещений муниципальных заказов.
4. Основные задачи правового антикоррупционного просвещения и формирования нетерпимого отношения к коррупции
5. Антикоррупционные требования к муниципальным служащим.
6. Соблюдение муниципальными служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
7. Исполнение документов. Сроки и контроль исполнения.
8. Разное.
По первому вопросу выступила Андреева Т.В. - начальник отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей, которая сообщила следующее:
В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одним из ключевых направлений развития государства является реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровая трансформация закупок - перевод закупок в электронное пространство является неотъемлемым элементом процессов перехода к цифровой экономике.
С 01.07.2018 вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", основное новшество которых – внедрение новых способов закупок – электронных процедур. На федеральном уровне разработан и введен в эксплуатацию единый агрегатор торговли – специальный ресурс для осуществления закупок малого объема в электронной форме. Единый агрегатор торговли обязателен для использования федеральными заказчиками и рекомендован для заказчиков субъектов Российской Федерации.
На территории Волгоградской области, начиная с 2016 года, заказчики Волгоградской области и муниципальные заказчики городского округа город-герой Волгоград осуществляют закупки малого объема посредством электронной торговой системы "OTC-market" (далее - Электронный магазин).
12.07.2018 состоялось заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Волгоградской области по вопросу «О принимаемых мерах по минимизации коррупционных рисков при размещении и исполнении заказов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам заседания принято решение рекомендовать муниципальным заказчикам Волгоградской области при проведении закупок малого объема использовать Электронный магазин (решение от 12.07.2018 № 2).
В связи с чем, администрацией Чернышковского муниципального района разработан и принят нормативный правовой акт по автоматизации процесса закупок малого объема для муниципальных заказчиков.
Заключено соглашение с АО "OTC" (Электронным магазином);
Разработан и принят порядок осуществления закупок малого объема через Электронный магазин. Постановлением определен переход на закупки малого объема на основе Электронного магазина.
Согласно постановлению с 01 ноября 2018 года предполагалось осуществлять закупки малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством использования электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема (далее — Электронный магазин).
В октябре месяце внесено изменение в вышеуказанное постановление, изменена дата перехода с 01.11 на 01.04.2019.
Переход неизбежен. Сейчас действует электронная торговая система "OTC-market".
28 апреля 2018 года Правительство РФ приняло распоряжение N 824-р, согласно которому в эксплуатацию вводится единый агрегатор торговли или, если сказать проще, электронный магазин. Уже с 01.11.2018 г. этот агрегатор обязательный для заказчиков федерального уровня. Регионам и муниципалитетам рекомендовано принять аналогичные акты на своем уровне.
Не буду останавливаться этом более подробно, так как сроки обязательного применения ЕАТ отложены до 01.03.2019
Распоряжением Правительства РФ от 27.10.18 № 2326-р сроки обязательного применения ЕАТ перенесены для всех товаров, работ, услуг, кроме канцелярских:
с 01.11.18 г. через ЕАТ должны закупаться канцелярские товары
с 01.03.2019 — все остальные товары, работы, услуги
По второму вопросу выступила также Андреева Т.В.
С 01 января 2019 года, в целях выполнения программы модернизации, правительство Российской Федерации ПРЕКРАТИТ финансирование распространения аналогового ТВ-сигнала, а это значит, что значительная часть россиян увидит на экранах своих телевизоров вместо привычных программ и сериалов лишь «белый шум».
Почему такое произойдет?
Так как мы живем в ХХI веке, переход на цифровое телевидение - лишь вопрос времени. И это время, наконец, наступило. Если ваш телевизор не поддерживает вещание цифрового сигнала, то вы, к сожалению, не сможете просматривать привычные телепередачи, фильмы и сериалы. Но это касается не всех россиян!
Кого НЕ коснется переход на цифровое вещание?
Владельцев современных моделей телевизоров с поддержкой цифрового стандарта DVB-T2, приставок спутникового и кабельного телевидения и уже озаботившихся покупкой цифровых приставок DVB-T2, переход на цифровое вещание никак не потревожит. Озаботиться стоит владельцев телевизоров со встроенными DVB-T и обычными аналоговыми приемниками.
Как проверить, каким телевидением вы пользуетесь сейчас – аналоговым или цифровым?
Ищите на экране телевизора литеру «А». Её добавили к логотипам аналоговых версий Первого канала, России 1, НТВ, 5 Канала, Рен-ТВ и СТС. Если буквы «А» на экране нет, значит, вы смотрите канал в цифровом формате. «А» означает, что зритель смотрит старый аналоговый телевизор либо пользуется новым телевизором, не переключённым в режим приёма цифрового сигнала. Маркировка хорошо читается как на устаревших телевизорах с электронно-лучевой трубкой, так и на современных LED-панелях.
Будет ли мой телевизор показывать в новом году?
Ответ на самый главный вопрос лежит у вас дома: найдите инструкцию или паспорт от вашего телевизора, в разделе «Технические характеристики» ищите пункт «Поддержка цифрового стандарта» (в разных инструкциях этот пункт может быть сформулирован по-разному), в этом разделе вам необходимо найти среди поддерживаемых стандартов именно DVB-T2 со сжатием MPEG4. Если данные форматы указаны, то вам переживать не о чем. Если вы не нашли паспорт или инструкцию от своего телевизора, можете воспользоваться, например, яндекс маркетом: в поле поиска введите модель вашего телевизора, а во вкладке «Все характеристики» также ищите поддержку цифровых стандартов.
Сейчас продают множество антенн, большинство из которых позиционируются как «цифровые антенны для приёма цифрового телевидения» формата DVB-T2, в котором и ведётся вещание. Действительно необходимы именно такие устройства? Или это маркетинговый ход, и подойдёт любая дециметровая антенна?
Конечно, подойдет обычная дециметровая антенна.
Ловит ли сигнал домашняя ДМВ антенна? Особенно в ямах и там, где аналоговый сигнал ловится плохо и подхватывается только отражённый?
Будет ловить. «Цифра» не так требовательна к сигналу. Подойдёт и отражённый. Но всё равно для стабильной и качественной работы оборудования антенну нужно выбирать исходя из условий приёма. К примеру, если вы живёте далеко от передающей станции, в низине, лучше брать антенну уличную, с усилителем и устанавливать её повыше.
С приставкой работает абсолютно любой телевизор? Скажем, ламповый?
Если у него есть гнездо для подключения приставки, такое же, к примеру, как для видеомагнитофона или DVD-плеера.
По третьему вопросу выступила Санеева С.Н. – заместитель начальника отдела финансов администрации Чернышковского муниципального района.
Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Выделение в особое направление некоррупционного осуществления государственных закупок неслучайно. Во всем мире эта сфера подвержена повышенным коррупционным рискам.
Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Главным принципом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) способствующим противодействию коррупционных проявлений при осуществлении закупочной деятельности - является обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении закупок. Вся информация о закупках публикуется на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
При проведении того или иного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа. Федеральный закон № 44-ФЗ конкретизирует перечень требований, описывает механизм вывода из состава комиссии таких лиц. Основным способом определения поставщика (исполнителя, подрядчика) на сегодняшний день остается открытый аукцион в электронной форме. Главной особенностью данного способа является изолированность заказчиков от потенциальных подрядчиков (поставщиков, исполнителей) при определении победителя, что, несомненно, предотвращает коррупционные проявления.
Обязанность заказчика осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений так же является одним из методов предотвращения коррупции. При этом любой участник закупки, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в процедуре и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.
Во избежание злоупотреблений в сфере закупок в законодательстве содержится исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и недопущением установления иных требований, чем предусмотренные законом и четко определены условиями допуска и отказа к участию в торгах. При этом законодатель установил ряд обязательных и дополнительных требований.
Не менее 15% совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком, заказчик обязан распределять среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Участники закупок помимо существующих требований обязаны подтверждать свою правомочность заключения контрактов и декларировать отсутствие судимости за экономические преступления. Кроме того, если начальная (максимальная) цена контракта превысит предельный размер, установленный Правительством Российской Федерации, то участник закупки – сторона контракта обязан информировать заказчика о своих выгодоприобретателях.
Все закупки планируются заранее исходя из их целей путем формирования планов-закупок и планов графиков. Приоритетным направлением планирования является приобретение для государственных и муниципальных нужд инновационной и высокотехнологичной продукции. План закупок формируется заказчиками на весь срок действия соответствующего закона о бюджете, с учетом соответствующего обоснования закупок и норм, которые предстоит установить Правительству Российской Федерации.
Введение механизма определения цены контракта не дает возможности участникам закупок сознательно завышать цену, а после отсева большинства претендентов идти на ее снижение и соответственно побеждать в торгах.
За исполнением контрактов следят и органы аудита, в качестве которых выступают соответственно Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. Результаты аудита также будут размещаться в единой информационной системе.
Одновременно законодатель также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о закупках, которая закреплена как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.7.29-7.32), так и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст.285-286, 288-293).
Помимо всего прочего действует институт общественного контроля. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, а государство обязано всячески содействовать осуществлению такого контроля.
По четвертому вопросу выступила Хатмуллина И.А. – первый заместитель главы – начальник отдела организационного и кадрового обеспечения.:
Противодействие коррупции в нашей стране на протяжении последних лет реализуется последовательно и системно – от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно -надзорных органов и органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.
Все понимают, что одних законодательных запретов на пути противодействия коррупции недостаточно. Важно менять отношение населения и самих чиновников к происходящим процессам. Данную проблему необходимо решать комплексно. В жизни нарушения могут совершаться, в том числе из -за нехватки знаний. Поэтому одним из эффективных способов борьбы с коррупцией может явиться ее профилактика, через системное обучение муниципальных служащих и правовое просвещение граждан.
Другим немаловажным направлением является работа кадровых подразделений органов местного самоуправления, на которые возложены воспитательная и профилактическая функции в вопросах противодействия коррупции. Кадровые службы должны проводить с сотрудниками органов МСУ мероприятия, нацеленные как на правовое антикоррупционное просвещение муниципальных служащих так и на формирование у них в сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям.
К примеру, для своевременного предупреждения коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин работникам органов МСУ рекомендовано систематически повышать свою квалификацию. Помимо знаний об ограничениях и запретах на муниципальной службе, муниципальные служащие должны иметь представление об основных международно-правовых актах в сфере противодействия коррупции, знать российские законодательные акты..
При поступлении на муниципальную службу с претендентами необходимо проводить профилактические беседы о недопустимости коррупционных проявлений, о порядке уведомления о случаях склонения к их совершению, о запретах и ограничениях, связанных с прохождением службы.
Аксиомой для всех должны стать следующие утверждения, что «брать взятки сейчас –немодно», «правосудие рано или поздно настигнет коррупционера», «жить вне коррупции –спокойнее».
В правосознании муниципальных служащих и населения «с молодых ногтей» должен закрепиться принцип «многих глаз» -основной принцип борцов с коррупцией. Любые коррупционные проявления в настоящее время могут быть преданы огласке, поскольку большинство окружающих нас людей оснащены средствами видео фиксации и коммуникации –мобильными телефонами, гаджетами, которые практически онлайн способны их транслировать в сети Интернет, сохранять и тиражировать в ней. В данном случае «всемирная паутина» играет серьезную профилактическую роль в борьбе с коррупцией.
Современные условия требуют перехода к новым способам распространения правовых антикоррупционных знаний. В каждой администрации Чернышковскогоельной власти имеются подразделения или должностные лица, отвечающие за профилактику коррупционных правонарушений, которые могут использовать следующие формы просветительской деятельности: размещение информационных материалов в СМИ, изготовление социальной рекламы (видеоролики, баннеры, светодиодные экраны и др.), организация лекций и обучающих семинаров,издание печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан (буклеты, брошюры, правовые памятки, стикеры и др.).
Названные формы просветительской деятельности в первую очередь следует применять федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным проводить антикоррупционную политику в Российской Федерации путем принятия конкретных управленческих решений. Речь идет о министерствах образования и науки, юстиции, труда, а также министерствах внутренних дел, здравоохранения, ЖКХ, в сферах деятельности которых, по мнению населения, наиболее высокий уровень коррумпированности. В дальнейшем, в эту работу с применением новых современных технологий следует включиться всем федеральным и региональным органам государственной власти. Возможно, в ближайшем будущем потребуется создать единый антикоррупционный правовой просветительский пул, который взял бы на себя роль координатора этой деятельности во всех органах власти и организациях в стране.
В завершении отмечу, что динамично развивающееся антикоррупционное законодательство порождает необходимость оперативного формирования единой практики его применения кадровыми подразделениями органов власти и организаций.
По пятому и шестому вопросам выступила Лазарева И.И. – заместитель начальника отдела организационного и кадрового обеспечения администрации ЧМР ВО:
1. Недопустимость коррупционного поведения на муниципальной службе и совершения коррупционных правонарушений
Под коррупцией на муниципальной службе понимается незаконное использование муниципальным служащим своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Коррупционное правонарушение рассматривается действующим законодательством как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.
Коррупционным поведением муниципального служащего считается такое действие или бездействие муниципального служащего, которое в ситуации конфликта интересов создает условия для получения им доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Муниципальному служащему независимо от занимаемой должности муниципальной службы следует принимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении коррупционных ситуаций и их последствий.
Законодательство о противодействии коррупции и профессиональный долг обязывают муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
У муниципального служащего должны быть сформированы навыки антикоррупционного поведения путем сознательного восприятия им нравственных принципов – ценностей муниципальной службы. Служение государству и обществу, законопослушность, верность, профессиональный долг составляют основу профессионально-этического стандарта муниципального служащего.
2. Действия муниципального служащего при возникновении конфликта интересов
Основные требования об урегулировании конфликта интересов предусмотрены как законодательством о муниципальной службе Российской Федерации, так и законодательством о противодействии коррупции.
Профессионально-этическое содержание конфликта интересов на муниципальной службе состоит в противоречии между профессиональным долгом и личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе нормы профессиональной этики обязывают муниципального служащего:
а) сообщать непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
б) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
в) уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
г) принять меры по урегулированию возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;
д) заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;
е) передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Конфликт интересов, связанный с осуществлением муниципальным служащим его должностных обязанностей, может выражаться в следующем:
а) подготовка в пределах компетенции муниципального служащего проектов правовых актов по вопросам регулирования, финансирования, контроля и надзора в соответствующей сфере с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
б) нарушение муниципальным служащим требований законодательства, прав и законных интересов граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета при осуществлении надзорных и контрольных полномочий с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
в) попытки оказать влияние на членов комиссии по размещению заказов для муниципальных нужд, необъективная оценка участников конкурсов с целью получения указанной выгоды для себя или третьих лиц;
г) использование служебной информации, не являющейся общедоступной, в том числе передача ее третьим лицам для получения указанной выгоды для себя или третьих лиц.
Представитель нанимателя (работодатель) обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности муниципального служащего, которая может привести к конфликту интересов. В целях исполнения данного требования об урегулировании конфликта интересов представитель нанимателя вправе:
а) усилить контроль за исполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей;
б) исключить возможность участия муниципального служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;
в) предложить муниципальному служащему отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов;
г) отстранить муниципального служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением денежного содержания;
д) принять иные меры по предложению муниципального служащего или комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
3. Порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений
Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений, злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу, либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами.
Уведомление заполняется и передается ответственному лицу органа местного самоуправления, наделенному функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, незамедлительно, когда муниципальному служащему стало известно о фактах склонения его к совершению коррупционного правонарушения.
При нахождении муниципального служащего не при исполнении служебных обязанностей и вне пределов места работы о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения и других фактах коррупционной направленности, он обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по любым доступным средствам связи, а по прибытии к месту службы оформить соответствующее уведомление в письменной форме. Отказ в принятии уведомления ответственным лицом, наделенным функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, недопустим.
Невыполнение муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
4. Отношение муниципального служащего к исполнению неправомерного поручения
Профессиональная этика обязывает муниципального служащего не исполнять данное ему неправомерное поручение руководителя.
Исполнение неправомерного поручения руководителя муниципальным служащим может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.
Неправомерным поручением следует считать такое поручение, исполнение которого влечет нарушение положений законодательства Российской Федерации.
Муниципальный служащий при получении неправомерного поручения руководителя должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.
Муниципальный служащий, получивший в письменной форме подтверждение руководителем неправомерного поручения, обязан отказаться от его исполнения.
Муниципальный служащий, исполнивший неправомерное поручение руководителя, несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Отношение муниципального служащего к подарками иным знакам внимания со стороны третьих лиц
Получение муниципальным служащим в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на муниципальной службе.
Муниципальный служащий не должен просить и принимать подарки, предназначенные для него или его родственников и близких, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым должностным (служебным) обязанностям.
Муниципальный служащий может принимать подарки в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, если это является частью протокольного или другого официального мероприятия, в связи с командировкой.
Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных в следующем абзаце.
Обычные подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает 3000 рублей, признаются его собственностью.
Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, дружеских отношений и получаемые в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов на муниципальной службе.
В случае нарушения правил получения подарков муниципальный служащий попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя, что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
6. Что нужно знать о взяточничестве
Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных служащих, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т. д.
Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.
Взятка может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.
Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие):
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом взятки в значительном размере -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящего подраздела, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящего подраздела, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящего подраздела, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечание: Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе:
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника в значительном размере -
наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящего подраздела, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящего подраздела, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечание: Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Коммерческий подкуп
Общие признаки преступного деяния при взяточничестве и коммерческом подкупе совпадают. Как и взяточничество, коммерческий подкуп имеет двуединый характер (дача и получение материальных ценностей или материальной выгоды). Как и при взяточничестве, разделяется ответственность за передачу материальных ценностей и за их незаконное получение.
1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -
наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), -
наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -
наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
4. Те же деяния, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие), -
наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Примечание: Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящего подраздела, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
7. Действия муниципального служащего в ситуации риска возникновения конфликта интересов или сомнения в возможности возникновения такого конфликта
Во всех случаях, когда муниципальный служащий сомневается в наличии или отсутствии риска возникновения конфликта интересов в своих действиях, а также в служебной деятельности подчиненных сотрудников, такому служащему необходимо обратиться за консультацией к должностным лицам кадровой службы, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицам органа местного самоуправления, ответственным за противодействие коррупции. Указанные должностные лица в соответствии с законодательством и должностными инструкциями дают консультации для обеспечения правомерного поведения муниципального служащего.
Муниципальный служащий сам должен стремиться любым образом избегать конфликтогенных ситуаций. Кроме того, служащий всегда должен исключать в своем поведении поступки, ставящие под сомнение его личную незаинтересованность, беспристрастность.
При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, служащий обязан немедленно информировать в письменном виде своего непосредственного руководителя (своего начальника) о сложившейся ситуации. Обстоятельства должны быть ясно и полно изложены служащим, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обоснованного решения.
Отвод (самоотвод) муниципального служащего для предотвращения конфликта интересов может быть осуществлен, например, путем устранения от рассмотрения того или иного обращения, от участия в проверке на определенной территории или в отношении определенного лица. Такие меры следует принимать в случаях, когда есть сомнение в объективности служащего при рассмотрении обращения, проведении проверки.
Инициативу в данном случае должен стремиться проявить как сам служащий, так и его руководитель.
Муниципальному служащему следует в точности выполнять рекомендации должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (противодействие коррупции), а также решения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Невыполнение рекомендаций может привести к совершению служащим коррупционного правонарушения и применению к нему мер ответственности (в случае нарушения требований, касающихся конфликта интересов – увольнение в связи с утратой доверия).
8. Увольнение в связи с утратой доверия
1. За совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
3. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
4. При применении взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший в органе местного самоуправления должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный муниципальным нормативным правовым актом, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках освещения вопроса о соблюдении муниципальными служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям, хотелось бы ознакомить присутствующих с рекомендациями по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям министерство труда и социальной защиты российской федерации, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее - служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления (далее - государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.
Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.
Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.
При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудио-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.
Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.
Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.
Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.
В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:
- честность;
- беспристрастность.
Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.
Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.
С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.
1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.
Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.
Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.
Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.
Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.
2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.
Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.
Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).
Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.
Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.
Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.
Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.
3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.
Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.
В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.
Разъяснительная работа
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.
Применение мер ответственности
Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:
указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;
применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.
Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:
устном замечании;
предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;
требовании о публичном извинении.
По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.
Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.
Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.
Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.
По седьмому вопросу выступила Бобровская Е.А. – начальник отдела правового обеспечения администрации ЧМР ВО, которая еще раз напомнила присутствующим основные положения Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Особое внимание Елена Александровна обратила на неукоснительное соблюдение сроков ответа на обращения граждан.
По восьмому вопросу выступила Хатмуллина И.А., которая довела до сведения присутствующих изменения трудового законодательства, а также типичные ошибки и нарушения, выявленные при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
РЕШИЛИ:
По первому, второму вопросам:
Принять к сведению и исполнению информацию Т.В.Андреевой – начальника отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей администрации Чернышковского муниципального района.
По третьему вопросу:
Принять к сведению информацию С.Н. Санеевой – заместителя начальника отдела финансов администрации Чернышковского муниципального района.
По четвертому вопросу:
Принять к сведению и исполнению информацию И.А. Хатмуллиной – первого заместителя главы - начальника отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района.
По пятому и шестому вопросам:
Принять к сведению и исполнению информацию И.И. Лазаревой – заместителя начальника отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района.
По седьмому вопросу:
Принять к исполнению информацию Е.А. Бобровской – начальника отдела правового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района.
По восьмому вопросу:
Принять к сведению информацию И.А. Хатмуллиной – первого заместителя главы - начальника отдела организационного и кадрового обеспечения администрации Чернышковского муниципального района.
Председательствующий И.А. Хатмуллина
Секретарь И.И. Лазарева