Круглый стол по теме: «Алгоритм реализации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка на территории Волгоградской области»
Круглый стол по теме:
«Алгоритм реализации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка на территории Волгоградской области».
Дата проведения: Место проведения: Присутствуют: Начальник отдела по образованию, опеке и попечительству: Секретарь КДН и ЗП: Помощник прокурора Чернышковского района: Руководители субъектов системы профилактики, члены КДНиЗП: Специалист по работе с семьей ГКУ СО «Чернышковский ЦСОН» Педагог-психолог ГКУ СО «Чернышковский ЦСОН» |
25 января 2018 года Актовый зал администрации Чернышковского муниципального района: р.п. Чернышковский, ул. Советская, д. 82,
Е.А.Чернышкова М.В.Симон Я.М.Манжосова Е.А. Бобровская Т.В. Юрцевич Д.В. Мокшин Т.С. Антонова Е.А. Мошнякова Е.П.Рубель Н.Н.Алексеева А.В. Власов Н.П. Шемчук Е.С.Соцкова Т.Н.Бойко |
ПОВЕСТКА ДНЯ:
«Алгоритм реализации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка на территории Волгоградской области».
Выступил:
Ответственный секретарь КДН и ЗП Чернышковского муниципального района, которая довела до сведения собравшихся тему круглого стола, на котором планируется рассмотреть основные этапы по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов.
Выступил:
Специалист по работе с семьей ГКУ СО «Чернышковский ЦСОН» Е.С.Соцкова с информацией на тему «Порядок межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка», в ходе которой до присутствующих донесена информация о понятиях «случай», «сигнал».
Случай - оформленная в установленном порядке информация о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, направленная на принятие мер по защите и восстановлению его прав и законных интересов.
Сигнал — информация о признаках нарушения прав и законных интересов ребенка, переданная в КДН и ЗП и зарегистрированная в установленном порядке.
Далее Елена Сергеевна перечислила органы и учреждения, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов и рассказала о основных этапах выявления, раздала памятки.
Алгоритм реализации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка на территории Волгоградской области.
В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов действуют следующие органы и учреждения:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
структурное подразделение органа местного самоуправления, на которое возложено исполнение полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на районном уровне Волгоградской области;
организации социального обслуживания;
учреждения здравоохранения;органы управления образованием и образовательные организации;
учреждения системы молодежной политики, физической культуры и спорта;
учреждения службы занятости населения;
органы управления культурой и учреждения культуры;
общественные советы по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выступил:
Педагог-психолог ГКУ СО «Чернышковский ЦСОН» Т.Н. Бойко:
«Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав все таки не карательный орган. Технология работы со случаем нарушений прав ребенка предполагает организацию на межведомственной основе реабилитационной работы с семьей и ребенком в целях восстановления в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития.
Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми.
После получения первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:
а) имело ли место нарушение прав ребенка;
б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;
в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.
Такую проверку могут проводить как специалисты органов опеки и попечительства, так и специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия по защите прав ребенка.
Целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка.
Важным обстоятельством является то, что технология учитывает при обеспечении безопасности ребенка переживания его родителей и возможное влияние принятого решения на целостность семьи.
Решение о признании ребенка нуждающимся в защите государства принимается исключительно на основании проведенной ранее оценки риска жестокого обращения с ребенком и оценки безопасности ребенка, в процессе проведения которых выявляются как уровень риска, так и причины и факторы, приведшие к возникновению нарушений прав ребенка.
В случае установления по результатам проверки сигнала среднего уровня риска жестокого обращения с ребенком, факта жестокого обращения с ребенком, то он признается нуждающимся в защите государства, что влечет за собой обязанность принять необходимые меры по защите его прав.
Куратор случая, на основе углубленной диагностики семейной ситуации, разрабатывает план реабилитации семьи и ребенка. Основной задачей при разработке плана выступает не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.
Куратор случая осуществляет координацию работы с семьей на основе плана реабилитации, для чего выполняет следующие функции:
1) Помогает семье определить те услуги, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей.
2) Знакомит семью с непосредственными исполнителями услуг.
3) Предоставляет исполнителю услуг необходимую информацию о том, почему семья обращается за услугой и каковы цели работы с данным случаем.
4) Оказывает помощь семье в получении доступа к услугам (транспорт, организация ухода за ребенком в отсутствии родителей, иная помощь).
5) Осуществляет контроль процесса получения услуг, проверяет, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьи и соответствия услуг объективным нуждам семьи.
В ходе своих визитов в семью куратор случая осуществляет поддерживающее консультирование, а именно: обсуждение проблем и нужд с членами семьи, активизация их сильных сторон, определение возможных решений и уточнение плана действий, выступление при необходимости в роли “адвоката” семьи перед различными службами и учреждениями.
Далее принимается решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации, отсутствии динамики состояния семьи и ребенка. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством – об ограничении или лишении родительских прав».
В конце своего выступления Тамара Николаевна провела такой психологический «ритуал»: все присутствующие члены комиссии передавали друг другу клубок, при этом наматывая на палец нить и говоря пожелания на этот год.
Заместитель председателя КДН и ЗП
Чернышковского муниципального района
Волгоградской области Е.А.Чернышкова