Всемирный день защиты прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта.
В 2021 году дату справляют в России, Украине, Беларуси и других странах мира. В международном празднике участвуют сотрудники отделов по защите прав потребителей, активисты общественных движений. К чествованиям присоединяются их друзья, родственники, знакомые, близкие люди.
Событие впервые отметили 15 марта 1983 года. Дата праздника имеет символическое значение. Она приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. В своей речи президент провозгласил базовые принципы прав потребителя.
Праздник получил широкую поддержку в профессиональных кругах и обществе. Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определенной теме. Ее определяет Всемирная организация союзов потребителей.
В этот день чествуют выдающихся деятелей сферы защиты потребительских прав, награждают их дипломами, грамотами за весомые достижения. Участники общественных фондов выдвигают законодательные инициативы по совершенствованию правовых отношений. Проводятся пресс-конференции по вопросам защиты потребительских прав. Устраиваются мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом. В средствах массовой информации публикуются материалы о товарах, их составе, стандартах и технологиях производства.
В России словосочетание «защита прав потребителей» используют частные предприятия для юридического названия.
Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в нынешнем году является «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»).
Борьба с загрязнением пластиком - это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.
В развитие темы прошлого года - «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»), являющейся одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.
Предполагается, что кампания также сыграет важную роль, когда потребители, правительства и предприятия - изготовители пластиковых изделий могут объединиться в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.
Согласно отчету Pew Charitable Trusts & SYSTEMTO «Преодолевая пластиковую волну», выпущенному в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей. По неутешительным прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 000 морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет; 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.
В этой связи Роспотребнадзор напоминает, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды.