Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Мошенники придумали новую схему обмана с QR-кодом

b_250_250_16777215_00_images_News_20230221_novyividmoshenichestva.jpg

   В общественных местах мошенники размещают QR-коды, при переходе по которым гражданам обещают социальные выплаты. Под предлогом их начисления у людей выманивают данные для хищения денег. Для защиты от злоумышленников Центральный Банк РФ готовится внедрить двухдневный «период охлаждения», в течение которого подозрительные переводы будут приостановлены. Если банк не выполнит необходимые процедуры по защите клиента, то он должен будет вернуть всю похищенную сумму в течение 30 дней. Законопроект с этими нормам получил одобрение заинтересованных ведомств, в ближайшее время его планируют принять в первом чтении.

Несмотря на внешнее многообразие мошеннических легенд, которые простому гражданину всё труднее распознать, злоумышленники всегда используют два базовых сценария. Они либо предлагают что-то заманчивое — скидки, выплаты, бонусы, либо запугивают, например, потерей денег, уголовным преследованием, оформлением кредита на ваши паспортные данные и многое другое.

В объявлениях предлагается получить бесплатную консультацию о гарантированной социальной выплате. Когда человек сканирует QR-код, он попадает в чат-бот в мессенджере. Далее выясняется, что ему якобы положена выплата. Пособия для социально незащищенных, выплаты студентам, семьям с детьми — у мошенников заготовлен целый перечень таких обещаний, чтобы завлечь и обмануть как можно больше людей. Далее злоумышленники под предлогом оформления якобы полагающейся выплаты запрашивают у человека личные и финансовые сведения. На самом деле эта информация нужна им для хищения денег с карты.

Чаще всего размещаются такие QR-коды там, где они очень заметны, но при этом их размещение трудно контролировать — на стенах домов, в подъездах, на остановках, на парковках, других общественных местах и других объектах наибольшего скопления людей. Это не новый вариант взаимодействия с жителями городов — раньше, например, рекламу с номерами телефонов часто размещали на асфальте. Использование чат-ботов у людей вызывает дополнительное доверие, создавая ощущение работы автоматического сервиса какого-то официального ведомства.

Мессенджеры всё чаще используются в мошеннических схемах. В прошлом году банки зафиксировали, что злоумышленники стали обзванивать россиян с помощью месенджеров вместо сотовой связи.

Злоумышленники и раньше пользовались мессенджерами для голосовых звонков. Другое дело, что сейчас такие звонки — восходящий тренд. Мошенники вынужденно переходят на этот способ контакта, потому что применять обычную телефонную связь всё сложнее. Мобильные операторы обязаны противодействовать мошенническим звонкам, действуют антиспам-сервисы, которые в том числе продвигают и банки.

Несмотря на всплеск интереса мошенников к популярным мессенджерам, их основным каналом по-прежнему остается телефонный звонок, но в случае с мессенджерами контроль со стороны операторов связи не действует, так как звонок идет через интернет-линию. Очень высок уровень анонимности звонящего, поэтому привлечь его к ответственности крайне сложно. К таким звонкам надо быть еще более внимательным, чем к традиционным телефонным. Не надо раскрывать свои личные и финансовые данные.

Настоящие сотрудники банков, работники правоохранительных или государственных органов не звонят гражданам через мессенджеры, не рассылают фото или сканы документов.

По материалам Банка России: https://www.cbr.ru/press

text830

SVO