Сквозь волны лет, уроков и звонков - к экзаменам - заветному причалу
Дело Василия Семёновича Пудовкина (1938-1941 г.г. директорства), Георгия Андреевича Тормосина (1941-1942 г.г.), Надежды Ивановны Киселёвой (1942-1947 г.г.) продолжили Александр Андреянович Митин (1947-1949 г.г.), Василий Иванович Вотяков (1949-1953 г.г.), Анна Фёдоровна Гордеева (1953-1955 г.г.) Василий Павлович Некрасов (1955-1957 г.г.). Сколько трудностей и невзгод им пришлось преодолеть?! Где истоки, питавшие скромный героизм педагогического коллектива школы, работавшего под руководством этих удивительных людей, которые бескорыстно отдавали родной школе и своим ученикам все свои силы и знания? И это в те годы, когда в послевоенный голод и разруху в стране главным было – просто выжить. Но даже при всех тех сложившихся условиях, всё было сделано для того, чтобы дать детям высокий уровень знаний. А обстановка в школе в эти годы очень напоминала обстановку второй половины 30-х годов: «Школа - родной дом».
Учащиеся помогали создавать учебные кабинеты. Отличными помощниками педагогам были ученические организации самоуправления. Старшеклассники получили самостоятельность, для младших школьников они были примером, пользовались авторитетом. Выпускники послевоенных лет были целеустремлёнными, стремились получить прочные знания в школе, чтобы поступить в вузы и военные училища, получить желаемую профессию. Они были трудолюбивыми, настойчивыми, организованными, любознательными, активными.
В конце пятидесятых, когда в основном уже были залечены раны войны и началась мирная жизнь, школа ожила и расцвела. В этот период времени у штурвала школы стала обаятельная, энергичная и инициативная Юлия Петровна Никифорова (1957-1965 г.г.). Доброта, чуткость, любовь, понимание - неполный перечень лучших качеств этого директора. Под её руководством сложился дружный, стабильный коллектив единомышленников. К своим воспитанникам Юлия Петровна всегда относилась с уважением, видя в них личность и считая их самыми честными и искренними. Ученики же очень любили и уважали своего директора.
Ю.П. Никифорову на посту директора сменил Василий Павлович Бородин (1965-1967 г.г.), затем Наталия Ивановна Попова (1967-1971 г.г.). Они оба были чем-то похожи друг на друга – работали много, не жалея сил. Оба – спокойные, рассудительные. Те, кто был знаком, работал под их руководством, вспоминают их тактичность в обращении с коллегами, учащимися, родителями. Выпускники же и ученики тех лет жили своей интересной жизнью. В стенах школы всегда звучал искренний смех, было много улыбок и детской беззаботности.
После Н.И. Поповой директорство приняла Елена Максимовна Бородина (1971-1973 г.г.) - молодая, задорная, она вместе с учениками танцевала на вечерах, всей душой болела за школьную спортивную команду. При этом она всегда успевала подготовить и провести педсоветы, отчитаться перед районным руководством о работе и успехах, обсудить назревшие проблемы, решить вопросы пополнения учебно-материальной базы.
В 1973 году директором первой школы был назначен Михаил Алексеевич Михеев (1973-1977 г.г.). Замечательный руководитель, щедрой души человек, профессионал своего дела – он вдохнул в школу новую, ещё более интересную и насыщенную жизнь. Коллеги и родители учеников могли часами слушать его выступления! Сами же педагоги старались соответствовать своему директору – на переменах в учительской они с восхищением обменивались мнением о том, что директор, математик по специальности, до тонкости мог анализировать уроки истории, литературы, биологии...
Новые ученики, новые учителя. Праздники, утренники, спортивные соревнования. Энергичные, активные девушки и юноши работали на животноводческой ферме: ухаживали за телятами, выпускали «боевые листки», выступали с художественной самодеятельностью. Пионерские отряды, комсомольцы школы были участниками общественно-политической аттестации, на комсомольских собраниях дискутировали о смысле жизни, героизме, дружбе и товариществе. Ребята участвовали в школьном соревновании, где на первом месте были учёба и труд. Из стен школы выходили молодые специалисты разных отраслей производства. Жители многих населённых пунктов района хотели учиться в лучшей школе района.
И настал тот день, когда в Чернышковской средней школе стало тесно – приходилось учиться и учить в две смены, а число параллельных классов доходило до четырёх и более. Поэтому в 1977 году в посёлке открылась ещё одна средняя школа, которой также требовался опытный и мудрый руководитель. Им и стал ни кто иной, как М.А. Михеев.
Директором же первой школы на короткий период, всего на год, стала Антонина Александровна Петрова (1977-1978 г.г.). В последующем директора школ сменяли друг друга каждые два года: Нина Серафимовна Погорелова (1978-1980 г.г.), Нина Ивановна Афанасьева (1980-1982 г.г.), Владимир Александрович Марянин (1982-1984 г.г.). Все они были выпускниками Чернышковской средней школы №1, и каждому, будучи энергичным, дисциплинированным и инициативным, удалось привнести в образовательный процесс и улучшение материально-технической базы образовательного учреждения что-то новое.
В годы директорства Нины Серафимовны, например, вокруг школы был установлен новый забор, была пополнена материальная база, оборудованы учебные кабинеты. Кроме того, ей удалось привлечь к сотрудничеству шефов – коллективы районного объединения «Сельхозтехника», колхоза им.19 Партсъезда, МПМК и других организаций, в которых работали родители учащихся школы.
Нине Ивановне и Владимиру Александровичу пришлось постигать азы не только учебно-воспитательной работы, но и финансовой и административно-хозяйственной деятельности. Под их чутким руководством в школе была построена канализация и отопительная система, частично заасфальтирована, а частично заложена бетонными плитами территория школьного двора, проведены работы по его освещению…
В 1984 году, пройдя путь от лаборанта, старшей пионервожатой, учителя химии до завуча, организатора внеклассной и внешкольной работы, заведующей роно, у штурвала ЧСШ №1 стала выпускница школы Валентина Петровна Попова (1984-1994 г.г.). Мало на свете людей, которых мы всю жизнь вспоминаем добрым словом. Однако есть те, к которым испытываем благодарность и нежность, ничем не омрачённый детский восторг и умиление. Именно таким человеком для своих воспитанников была В.П. Попова.
Профессия педагога трудна, требует от человека духовных сил, большого терпения и выдержки, но ученики, коллеги по работе всегда помнят её уравновешенной, выдержанной, очень интеллигентной, с тихим голосом, ко всем относящейся одинаково. Такое благородство учителя непременно находило отклик в сердцах учеников. Валентина Петровна не была обычной женщиной. У неё была удивительная, богатая на встречи и события жизнь. Она была человеком действия, движения, созидания, творчества. Именно своих учеников она любила больше всего на свете. Школа была для неё всем - любовью, работой, смыслом жизни. Она сумела подобрать потрясающий коллектив, таких же, как она Учителей, Учителей с большой буквы, учителей от Бога. И коллектив школы №1 стал по праву считаться одним из самых лучших в районе.
Благодаря её настойчивости были построены туалеты, заменена кровля, произведён капитальный ремонт кабинетов, пола, дверей, системы отопления, коридоров, спортивного и актового залов, построено здание для обучения шестилеток…
Валентина Петровна гордилась своими учениками, она помнила каждого по имени и узнавала при встрече через годы. И многие из её воспитанников и выпускников писали ей письма, поздравляли с праздниками, приезжали в гости домой и в родную школу, поделиться своими успехами и достижениями. Под её руководством школа славилась, школа гремела...
А ещё В.П. Попова была потрясающим оратором, она умела достучаться до сердца каждого, и здесь важно было не только то, какие слова она находила, но и как она говорила - интонация, страсть, любовь, сила идеи… Душа, вложенная в слова, побуждала откликаться всех, кто её слышал. Сколько бы она ещё смогла сделать для родной школы, если бы не трагическая случайность?!
После гибели В.П. Поповой директором школы был назначен Юрий Анатольевич Плешаков (1995-1997 г.г.), а впоследствии Светлана Фоминична Марянина (1997-2008 г.г.) и Ольга Васильевна Антонова (2008-2013 г.г.), которые продолжили развивать заложенные предшественниками традиции. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения они вложили в родную школу, в своих учеников - чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей! Все эти годы в школе ученики получали знания не только в соответствии с требованием программы, но и в соответствии с требованием времени. А ещё здесь учили прежде всего быть человеком, помнить о том, что именно это - основная специальность, учили верить в себя и свои силы, уважать себя, искать и находить свою дорогу, своё призвание, не склоняться перед трудностями.
Пятый год руководит школой Александр Сергеевич Филатов. Это опытный творческий педагог, руководитель с большим чувством ответственности за судьбу коллектива школы. Ему характерны целеустремленность, желание работать, при поддержке коллектива реализовать большие планы на будущее.
Сегодня Чернышковская средняя школа №1 является хранительницей традиций бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными руководителями и педагогическими коллективами за всю её историю, достойно хранит и приумножает славу предшествующих поколений учителей и учеников: здесь уделяется много внимания эстетическому и духовно-нравственному воспитанию учеников. Но во главе обучения и воспитания стоит формирование патриотических, гражданских качеств личности. И это определено самой школьной историей.