Домнушка
В рамках проекта «Казачий стан», ставшего в нынешнем году одним из победителей президентского гранта, на базе Чернышковского казачьего музея сегодня, 6 декабря, прошло очередное занятие образовательного проекта «Казачья культура» для 27 второклассников Чернышковской средней школы № 2. Ребята собрались в импровизированном кинозале, там они ознакомились с некоторыми обычаями и обрядами донских казаков.
Наибольший интерес у школьников вызвал забытый обряд под названием «Запекание углов». Его описание в казачий музей передала Дунина Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения. Записан он ею в экспедиции 1995 года от старожила Акользиной Анны Александровны, уроженки х. Генераловского Нижнечирской станицы. Обряд проводили в хуторе до 1952 года – до затопления его водами Цимлянского водохранилища.
У казаков нижнего Дона много разных обычаев, обрядов, традиций, сопровождающихся куклами-оберегами. Одна из них, маленькая Домнушка - хранительница и защитница домашнего очага. Такие куклы-обереги были в почете у предков наших хуторов и станицы Есауловской. В семье без них не обходились. Эти куклы-обереги мастерили вечером перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы, девочки крутили куклы, набивая их высушенной лекарственной травой, шерстью и зерном нового урожая, а бабушка рассказывала об истории праздника. Покров Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии для казаков особый праздник. Традиция отмечать его берет начало со времен знаменитого Азовского сидения, когда в 17 веке казаки выдержали кровопролитную борьбу с турками за крепость Азов. Турки численно превосходили силы казаков в пятнадцать раз. Когда защитникам крепости показалось, что силы их иссякли, перед казаками явился образ Богородицы прекрасной в багряной ризе. Видение истолковали как знак того, что казачье воинство находится под покровительством Божией Матери. И именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия ушла от Азова, сняв осаду. А помогали воинам не только молитвы, но и травяные обереги, которые давали казакам-воинам их жены и матери.
Куклу мастерили способом крутки, без иголки и ножниц. Резать было строго запрещено и ткань только рвали и закручивали нитками. Кукла состояла из 2-х частей: верхней и нижней. Верхняя часть – это голова и руки. Набивали их шерстью и зернышками мака, можно было добавлять чабрец. Нижняя часть – это туловище, которое получалось из узелка с травой. В ткань квадратной формы насыпали зерно нового урожая, 7 лекарственных трав (ромашку, зверобой, богородскую, полынь, душицу, мяту, чабрец). Концы узла сворачивали - получалась грудка. Чтобы она была толще, наматывали паклю или шерсть с колючками (обор). Верхнюю часть надевали на нижнюю, прикручивали нитками. Головку перевязывали шерстяными нитками (или тесьмой) 7 раз. На голову повязывали платочек - и кукла готова. Кукла должна быть безликой.
Изготавливали столько кукол, сколько углов и окошек. Главное то, как ты будешь себя вести в момент изготовления куклы: о чем будешь думать, что будешь говорить. Полагалось, что лучше всего петь духовные стихи. А при сборе трав с ней нужно разговаривать, просить прощения, что срываешь ее. Нужно было произносить: «Трава-мурава, просим прощения, ты нам нужна, как дню - солнце, как ночи – луна, земле – вода, огонь для печи, свет для ночи. Мы будем тебя заплетать, а ты нас защищать, от нечестии и болезени…. Расти еще трава-мурава, шелкова борода, зеленая пелена, могучая силина, высока вышина…кланяюсь тебе ниже пояса….».
Собирать богородскую траву шли на зорьке 12 августа по новому стилю - в праздник Силуяна, который давал силу траве. Собирали траву пучками, связывали и вешали на чердак сушить. Снимали накануне праздника Покрова, чтобы изготовить обереги.
Готовые куклы хозяйка проносила над свечой по солнцу и шептала заговор: "На море-окияне, на острове на Буяне, лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет она, вышивает золотой иглою и набивает обереги «богородицкой» травою. Травушка душистая, травушка именистая, Домнушка домовистая, сбереги нас от несчастья, от пожара, голода и холода и дурного глаза».
Потом куклы клали к божнице.
А утром, на зоре, самая старшая из женщин в доме, приглашала девчонок с оберегами в красный угол, где помолившись, пели покровский духовный стих:
«Славь, Россия, Богородицу, перезвон колоколов.
Пойте всех соборов звонницы Пресвятой ее Покров.
Славься Матерь милосердная в наших душах и сердцах.
Ты заступница усердная всей Руси, во всех делах»…
И лишь потом проводили обряд «запекание углов»: для этого развешивали обереги на деревянные гвоздики по углам, первый раз топили печь и пекли блинцы, первые несколько блинчиков клали по углам, как бы подкармливали Домнушек, а под печку три блина – главному домовому, чтобы всю зиму тепло было.
Раскладывая блины, приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избу теплом, а хозяина – добром!» Затем вся семья садилась за стол завтракать, ели молча - блинчики со сметаной.
В этом обряде принимали участие только члены семьи. Затем они шли в церковь и на праздник в народ.
Далее ребята осмотрели экспозицию казачьей горницы и экспозицию промыслов и ремесел казаков бывшего Второго Донского округа Области войска Донского. Некоторые из них попробовали молоть муку на ручной мельнице… для блинчиков при «запекании углов».
Информация предоставлена
директором Чернышковского казачьего музея М.Н. Луночкиным