Новости
«Я так устал безвестным быть…»
В преддверии очередной годовщины Сталинградской битвы работники Чернышковского казачьего музея провели музейный урок для учащихся 9 класса Чернышковской средней школы №1 (классный руководитель Ю.М. Клевець).
Однако разговор шел не только о событиях великой битвы на Волге, но и о погибших на полях сражений безвестных бойцах, чьи останки были обнаружены поисковыми отрядами «Поиск» и «Сармат» Чернышковского района.
Ребята познакомились с историей создания поисковых отрядов, услышали рассказ о командирах, об участии в «Вахтах Памяти» и церемониях перезахоронениях праха бойцов и командиров Красной армии.
Фотографии с фотовыставки «Я так устал безвестным быть…» иллюстрировали рассказ директора музея М.Н. Луночкина, как и находки личных вещей, которые хранятся в фонде музея.
К слову, в этом году в Обливском районе Ростовской области планируется проведение Всероссийской «Вахты Памяти», на которую ожидают прибытия около 3000 поисковиков России. В ней примут участие и чернышковские «сарматовцы».
История солдата Трапезникова
Августовская степь больше походила на духовку: от жары земля покрылась глубокими трещинами, трава пожухла. Лопата с трудом вгрызалась в грунт на каждый звук металлоискателя. Поисковики группы «Сармат» исследовали окрестность хутора Русакова Советского района Ростовской области. Здесь в период Сталинградской битвы шли ожесточенные бои и могли остаться неизвестные захоронения.
Пригласил их хуторской атаман Виктор Котиков – тоже поисковик. День клонился к закату, но кроме ржавого железа, осколков и гильз в этот выезд ничего найти не удалось.
Вернулись в хутор «повечереть» и попить чайку перед отъездом. Пока за столом все травили байки, неутомимый Михаил Моляренко обследовал усадьбу с помощью глубинника. Под развесистым деревом аппарат на глубине уловил многообещающий сигнал - и вот уже из ямы виднеется только голова. Стемнело, когда в раскопе наткнулись на фаланги кисти человека. Подали прожектор лампы, и все сгрудились у ямы.
Хозяйка дома припомнила, что в детстве ее дед копал яму под погреб и наткнулся на захоронение военной эпохи. Погреб пришлось копать в другом месте.
Вскоре стало ясно, что обнаружены останки бойца РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии). На нем была советская каска и трофейные немецкие сапоги. По инструкции копали, как археологи: осторожно, сантиметр за сантиметром освобождая костяк от грунта. Характер ранения солдата - утрата грудной клетки - говорит о том, что боец подорвал себя гранатой.
Личных вещей при бойце не обнаружили, но в районе пояса наткнулись на "смертный медальон". Михаил осторожно вскрыл его и увидел, что в него вложена записка. Чтоб ее сохранить от рассыпания, футлярчик он закрутил, поместил в комок сырой глины и упаковал в полиэтилен.
Находка «смертника» для поисковиков большая удача, ведь солдатские медальоны с запиской встречаются крайне редко, так как в Красной армии было поверье: заполнишь анкету - считай покойник. Медальон в большинстве случаев бойцы выбрасывали или оставляли незаполненным…
Записка в медальоне плохо сохранилась, поэтому требовалась помощь криминалистов, чтобы прочесть текст. Эту задачу на себя взял командир отряда Дмитрий Кравченков.
Благодаря помощи наших друзей из г. Ростова-на-Дону и г. Новгорода записку удалось прочитать.
В ней значилось: Трапезников Николай Ильич. Это и стало путеводной вехой в наших поисках. Сведения о солдате нашли на сайте Министерства обороны РФ: Трапезников Николай Ильич родился 15 августа 1911 года в селе Якши Северо-Казахстанской области. Работал на Белорецком металлургическом заводе. От завода его направили поднимать сельское хозяйство в поселке Укшук, обеспечивать продуктами питания БМК.
На фронт ушел в 1941 году. Воевал в 437-м гвардейском стрелковом полку 47-ой гвардейской стрелковой дивизии рядовым стрелком (пулемётчиком). Погиб на войне 25 ноября 1942 года в хуторе Русакове Чернышевского (ныне Советского) района Ростовской области. По документам Николай Ильич захоронен в братской могиле, на самом деле он был погребен в одиночной могиле и на другой территории.
В социальных сетях удалось разыскать родственников. Связались с Марией, правнучкой героя.
Весной прах героя доставят на родину; пока по данному вопросу ведутся переговоры.
Информация предоставлена
директором Чернышковского казачьего музея М.Н. Луночкиным.