Новости
Чернышковские реликвии
Этой истории вскоре исполнится 100 лет. Началась она в разгар событий Гражданской войны на Юге России. Под напором красных войск войска белых отступали. Не желая оставаться под «черной хмарой большевизма», в «отступ» уходили и казаки хутора Чернышкова Нижнечирской станицы. Перед уходом казаки побывали в местной Иоанно-Предтеченской церкви, отслужили службу. Возможно, тогда настоятель храма Дьяконов Василий Филиппович и передал им напрестольное Евангелие, чтоб они по возможности сохранили его, а позднее вернули в свой храм.
Однако в этой борьбе белое воинство потерпело поражение и было вынужденно покинуть пределы Отчизны - из Крыма эвакуировалось около 40 тысяч донских казаков, в числе которых были и наши земляки. В суме одного из них лежало Евангелие, бережно завернутое в чистую тряпицу.
Часть донского казачества добровольно или под воздействием агитации и амнистии, объявленной Советским правительством, вернулась на Родину. Другая часть - 28 тысяч казаков Крымской эвакуации - осталась за границей. Судьба постепенно разметала их по всему миру: в Австралию, США, Канаду и Южную Америку. Многие остались в Европе: Болгарии, Сербии, Франции, Германии, Чехии, Польше.
Прошли годы… 26 декабря 1991 года СССР официально распался, и великая империя завершила свою историю. Что это было: случайный распад, умышленный развал или естественный конец империи – покажет история. На ее развалинах возникли самостоятельные республики, которые разошлись по своим национальным квартирам со своими законами. Российская Федерация в общем, и ее регионы в частности, начали по новой выстраивать политические и экономические отношения с соседями и с зарубежьем.
В начале 2000 годов официальная делегация Волгоградской области посетила объединенную Германию. Во время визита одному из официальных лиц области были переданы богослужебная книга и простое бронзовое распятие, которые долгие годы хранились у эмигранта - казака Нижнечирской станицы хутора Чернышкова Второго Донского округа.
Наследников у одинокого казака, видно, не было, и, предчувствуя кончину своего жизненного пути, он передал их католическому священнику с просьбой изыскать возможность дальнейшей их передачи на его малую родину, в Чернышковскую церковь.
Воля казака была выполнена и реликвии попали в Волгоград. Однако решением Волгоградского казачьего круга было решено оставить их в церкви св. Иоанна Предтечи.
Это событие освещалось областными СМИ, что не осталось без внимания со стороны музейных работников. По инициативе директора Чернышковского казачьего музея Михаила Николаевича Луночкина в 2006 году было составлено обращение к Высокопреосвященнейшему Герману, Митрополиту Волгоградскому и Камышинскому. В нем от имени главы Чернышковского муниципального района В.В. Шефатова, юртового атаманского правления, хуторских атаманов, старейшин и казаков стали ходатайствовать перед Владыкой о решении вопроса по передаче реликвий в Чернышковский храм Рождества Иоанна Предтечи или в музей.
В обращении было сказано, что «по мнению общественности, последнее наиболее предпочтительнее, так как обретение духовных реликвий внесет большую лепту в возрождении православного образа жизни как нравственного условия выживания в России и будет способствовать приобщению населения к православию. Жизнь безвестного чернышковского казака и его поступок станет ярким примером подрастающему поколению казачат, как символ бескорыстного подвига во имя торжества православной веры, так как испокон века казачество сражалось, погибало и побеждало под лозунгом - «за ВЕРУ, Царя и Отечество». Акт передачи реликвий в казачий музей станет символом духовного возрождения, к которому смогут прикоснуться православные миряне».
Первоначально вопрос был решен положительно, но в последний момент, по не известным нам причинам, чернышковцам было отказано. Ныне реликвии пребывают в храме И. Предтечи, что стоит на Центральной набережной Волгограда. Настоятель храма, протоиерей Олег (Кириченко), использует их при проведении казачьих мероприятий как духовный наставник волгоградского казачества.
Взглянуть на реликвии и сфотографировать их мне не довелось, так как разные обстоятельства мешали этому. Большую помощь в этом вопросе оказал бывший окружной атаман 2-го Донокруга Юрий Николаевич Глазков, а ныне настоятель одной из часовен Волгограда. По просьбе директора казачьего музея М.Н. Луночкина были сделаны снимки реликвий, и мы имеем возможность их рассмотреть.
Евангелие напрестольное используется для богослужений в храме и располагается в алтаре на престоле. Книга довольно больших размеров - 30 см на 40 см. Текст отпечатан традиционным церковным шрифтом в две краски, украшен буквицами и орнаментами, содержит зачала - указатель Евангельских чтений.
Издание в кожаном переплете с металлическими накладками и с двумя застежками.
На лицевой стороне по углам помещены образы евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В центре композиции изображение Воскресения Христова и предстоящего ангела.
На обратной стороне Евангелия изображен святой римский император Константин (306-337 гг.), получивший от Церкви именование Равноапостольный, и его мать – святая царица Елена, стоящие у креста.
У сотрудников музея теплилась надежда, что на одной из страниц может оказаться владельческая запись типа: «Сия богодуховная книга принадлежит….», и мы узнаем имя и фамилию казака. Но надежды наши не оправдались – казак не посмел замарать Евангелие и остался для нас безвестным.
Что касается бронзового распятия, то оно традиционное и являлось, по всей видимости, личной вещью казака. Крест он крепил в своем жилище на стене. Сегодня его бережно хранят в реликварии - специальной деревянной коробке.
Хочется надеяться, что когда-нибудь реликвии найдут свою прописку в нашем храме и воля покойного будет исполнена… А пока в музейной экспозиции, посвященной братоубийственной Гражданской войне на Дону, появится их изображение и мы будем рассказывать посетителям об их непростой судьбе.
Информация и фото предоставлены директором Чернышковского казачьего музея М.Н. Луночкиным