Защита прав потребителей
15 марта 1962 в конгрессе США Джон Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителя:
- право на безопасность,
- право на выбор,
- право на получение информации,
- право быть выслушанным.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей дополнила ещё четыре права:
- право на удовлетворение основных нужд,
- право на возмещение,
- право на потребительское образование,
- право на здоровую окружающую среду.
В России закон «О защите прав потребителей был принят в 1992 году. За годы, прошедшие с момента принятия Закона РФ «О защите прав потребителей», наши жители стали гораздо грамотнее и научились отстаивать свои права.
Закон РФ «О защите прав потребителей» стал одним из самых действующих и работающих законов.
На территории Волгоградской области создана и успешно работает система государственной защиты прав потребителей, которая неоднократно отмечалась на Всероссийских форумах защиты прав потребителей как одна из наиболее эффективных. Защита прав потребителей осуществляется по двум направлениям — органами по защите прав потребителей органов исполнительной власти, как Волгоградской области, так и муниципальных образований, контролирующими и правоохранительными органами, обеспечивающими защиту прав потребителей.
Такая структура существует и в Администрации Чернышковского муниципального района. По всем вопросам, касающимся качества, безопасности товаров и услуг жители района могут обращаться в Администрацию Чернышковского муниципального района к специалисту по защите прав потребителей Ерёменко Е.Н. т. 6-11-30.
Полномочия специалиста по защите прав потребителей отражены в ст. 44 Закона «О защите прав потребителей». В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей,
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределённого круга потребителей)
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
В настоящее время многие потребители обращаются за помощью, консультацией, но заявление писать не хотят. Если нет заявления — нет законных оснований для защиты интересов. Многие называют это волокитой, но по другому исполнять закон не получится. В месячный срок (30 дней) специалист по защите прав потребителей обязан дать по заявлению потребителя письменный ответ о проведенной работе, принятых мерах.
Если в досудебном порядке вопрос не решается, то готовится исковое заявление в суд в интересах потребителя. В соответствии со ст. 17 закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель,
- его жительства,
жительства или пребывания истца;
заключение или исполнение договора.
Потребители, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей в интересах потребителя, группы потребителей, неопределённого круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поэтому, если требования потребителя законны, они будут защищены.