Побывали в Каменно-Бродском Свято-Троицком Белозерском мужском монастыре и меловых пещерах
Чудеса и легенды, людские судьбы ткут историю российских монастырей, где вера живет не в храмах, а в глазах и душах людей, поднимается из самой земли, напитывая деревья и травы.
Чудесным сентябрьским днем группа людей серебряного возраста в рамках реализации проекта «Школа активного долголетия» отправилась в Ольховский район, чтобы познакомиться с одним из таких таинственных монастырей нашей области. Вдали от шума и суеты, рядом с удивительными меловыми горами, чьи белоснежные склоны прячутся в зеленой поросли, стоит Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Рядом с монастырем расположена Святая гора, в которой находятся меловые пещеры. О происхождении их существует немало легенд, одна гласит, что это тихое и живописное место облюбовали несколько веков назад греческие монахи-отшельники, образовали здесь скит со строгим монастырским Уставом. Видимо, они и начали строительство подземного города. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех или четырехуровневые подземные лабиринты тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи, а также в сторону Иловли и Камышина. Помимо келий монахов, подземной часовни, в пещерах есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. Туристам же доступен пока для обозрения только верхний ярус, да и то несколько коротких подземных ходов.
Спускаясь со свечой в холодные каменные коридоры, стены которых никогда не касался солнечный свет, меня охватило необыкновенное состояние души: восхищение людьми огромной душевной и физической силы, которые день и ночь в течение многих лет вгрызались в скалистую породу, пробивая новые и новые подземные ходы; смятение от непонимания, зачем и для чего, что давала им такая непонятная для нас работа? Такое им было назначено послушание? И как можно было жить в кромешной темноте, слегка разбавленной свечой или лампадкой, где на протяжении руки в любую сторону тебя окружают холодные каменные стены. Тем более, что температура на этих каменных этажах, в независимости от времени года, не превышает 10-12 градусов выше нуля. В любом случае, жизнь под землей нам, людям 21 века, кажется невозможной.
Когда непродолжительная по времени экскурсия закончилась, мы с радостью поспешили на свежий воздух, под солнечные лучи. И пусть погода в этот день была не очень приветлива, нам, вышедшим из пещер, она показалась замечательной.
Вид с площадки у входа в пещеры открывается превосходный. И вот еще что удивительно: спускаясь по тропинке вниз к монастырю, мы обратили внимание на обилие разнообразной растительности. Наш гид поведал нам, что именно здесь, на Святой горе растет до семидесяти видов лекарственных трав.
Как и почему скит прекратил свое существование, куда делись монахи-отшельники доподлинно неизвестно. Возможно, вернулись на свою историческую родину. Зато о том, как в первой половине 19 века на месте нынешнего монастыря была основана женская обитель, имеется немало различных документов, из которых, в частности видно, что учредителем обители был местный помещик, надворный советник Петр Иванович Персидский. Обитель жила и развивалась, в начале 20 века считалась довольно зажиточной. Были построены два храма: иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и Троицкий. В обители жизнь была устроена очень грамотно, поэтому была практически самодостаточной. Насельницы вели хозяйство, выращивали овощи и фрукты. Имелась своя маслобойня, пекарня, на которой выпекался хлеб отличного качества, за которым приезжали даже из соседних сел, и другие кондитерские изделия. Была оборудована мастерская, где монахини обучались золотошвейному делу и вязанию кружев. В 1887 году, во время русско-турецкой войны, монахини изготавливали перевязочные материалы и белье для отправки раненым солдатам. После революции начались гонения на веру, монастыри и храмы закрывались, а то и разрушались. Такая участь постигла и Каменно-Бродскую женскую обитель, правда, к тому времени, она уже приобрела статус монастыря. Монахини изгонялись из своих жилищ, к особо строптивым применялась физическая сила, тем же, кто предпочел переждать смутное время в пещере, судьба, к сожалению, тоже шанса не дала. Насельницы вместе с администрацией монастыря переживали за сохранность церковного богатства, старались уберечь его. К сожалению, только часть богатой церковной утвари и икон была спрятана в меловых пещерах, остальное разграблено или уничтожено.
В советское время помещения монастыря использовались в разных целях. Одно время там находились госконюшни, в которых занимались выведением новых пород лошадей и разведением уже известных. И только в девяностые годы двадцатого столетия пришло осознание, что натворили, и понимание того, что нужно спасать православную веру. Тема возрождения и укрепления православия в нашей стране приобрела государственный статус. По всей стране пошел процесс восстановления, где оказалось возможным, старых храмов и монастырей, строительства новых. В Ольховском районе было принято решение на месте бывшего женского монастыря образовать мужской Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский монастырь. Монастырское подворье находилось в сильном запустении, даже сегодня имеет плачевный вид. Но, к счастью, ремонтные работы ведутся, облик зданий и подворья постепенно преображается. А еще радует тот факт, что в храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», как и прежде, висит одноименная икона и несколько других старинных.
Когда-то, еще в 19 веке, на огромной территории монастыря произрастала дубовая роща и была одним из предметов гордости обитателей монастыря. До наших дней дожили два дуба-великана, возраст которых насчитывает от трехсот до четырехсот лет. Эти красавцы - в обхвате более двух метров и высотой 15 метров - вызывают восхищение и … уважение. Среди этой рощи пролегает дорога, которая была специально вымощена к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Как и Петр I, она посещала целебные источники, из которых течет различная на вкус и по составу вода. Когда-то на землях, принадлежавших монастырю, существовало 9 святых источников, в настоящее время имеется 5 источников с различной на вкус водой, среди них родоновый, серебряный и сероводородный. Находящиеся неподалеку две купели – одна с родоновой, другая с сероводородной водой - в любой момент готовы принять желающих в свои целебные воды.
Незаметно пролетело время. Остановившись, мы осознали, что время движется к вечеру, пора и честь знать. Отобедав и сфотографировавшись на память, мы отправились в обратный путь. Обсуждая со своими друзьями увиденное и услышанное, я не могла отделаться от чувства обеспокоенности. Почему оно возникло и с чем связано, поняла не сразу. Что-то или кто-то не давал мне покоя, настойчиво возвращал мои мысли к пещерам, дубам, источникам…. пока не пришло понимание того, что такие места нужно посещать максимум вдвоем, а лучше всего одному. Отстоять службу, в одиночестве подняться на Святую гору, одному посидеть в келье, пошептаться с хозяевами этих пещер, задать вопросы и в тишине приготовиться к тому, чтобы услышать ответы. Обязательно принять купель и - тоже в одиночестве. Вот таким я увидела свое второе посещение Белогорского монастыря. Не знаю, когда оно состоится, но что я должна буду хотя бы еще раз побывать в этих святых местах, сомнению не подлежит.
Информация предоставлена Г.С. Безпальчук, фото - Л.В. Душковой