Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области»

ДОКЛАД

«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение.

1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.

3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

Заключение.

Введение

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области по итогам 2020 года» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г №768.

Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.

Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.

К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:

- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;

- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.

1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 04.09.2019 №239 (в ред. от 31.08.2020 №262-р) утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе. Согласно вышеуказанного распоряжения для содействия развитию конкуренции определены следующие товарные рынки: рынок медицинских услуг, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Волгоградской области, рынок реализации сельскохозяйственной продукции на территории Чернышковского муниципального района, рынок услуг дополнительного образования детей в Чернышковском муниципальном районе. Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 03.09.2019 №324 (в ред. от 01.09.2020 №358) утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2020-2022 годы, в рамках которой предусмотрены:

1. системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды;

2. мероприятия, направленные на оптимизацию процедур муниципальных закупок;

3. рассмотрение вопросов развития конкуренции Консультативным советом по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района;

4. мероприятия по формированию ежегодного доклада «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района»;

5 мероприятия по повышению уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;

6. мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие благоприятную экономическую среду;

7. мероприятия направлены на содействие развитию товарных рынках в Чернышковского муниципального района.

Между Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области и администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение от 02 сентября 2019 года по внедрению на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2019-2022гг. стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.

С 01 октября по 01 ноября 2020 года на территории Чернышковского муниципального района проведен опрос субъектов предпринимательской деятельности; потребителей об удовлетворенности качеством товаров, работ и услуг на рынках Волгоградской области и состоянием ценовой конкуренции; населения в отношении доступности финансовых услуг и удовлетворенности деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории Волгоградской области.

В соответствии с приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 18 августа 2020 г. № 24н "Об утверждении Порядка проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Волгоградской области" проведено онлайн - анкетирование на территории каждого образования Чернышковского муниципального района.

Количество участников онлайн — анкетирование следующее:

- Анкета для опроса потребителей товаров и услуг — 31шт;

- Анкета для опроса субъектов предпринимательской деятельности — 22шт;

- Анкета потребления финуслуг — 22шт.

В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают, что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок сельскохозяйственного производства. Стабильное положение, по мнению участников опроса, и на рынке услуг ЖКХ, и перевозок наземным транспортом. Принявшие участие в опросе удовлетворены ассортиментом товаров, работ и услуг на товарных рынках Чернышковского муниципального района.

Высокая конкуренция на сельскохозяйственном рынке, рост на ГСМ, на запасные части для принявших участие в опросе субъектов малого предпринимательства являются показателями, составляющими трудности для развития бизнеса. Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют.

В ходе мониторинга доступности для населения финансовых услуг, принявшие участие в опросе участники обозначили, что на территории Чернышковского муниципального района работает 4 Доп/офиса Сбербанк России, в которых осуществляются финансовые услуги для физических и юридических лиц - это депозиты, различные виды кредитования, денежные переводы, банковское страхование. Также работают круглосуточно банкоматы, которые предназначены для приема наличных денежных средств, и оплаты услуг наличными.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.08.2019 №320 утверждена методика определения критериев эффективности управления и распоряжения им и порядка выявления неэффективно используемого имущества. На территории Чернышковского муниципального района отсутствуют организации, доля участия в которых муниципального образования составляет 50 и более процентов.

Общественным советом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Чернышковского муниципального района рассматривались вопросы по порядку работы регионального оператора по сбору и вывозу ТКО, рассмотрены вопросы благоустройства территории прилегающей к МКД, рассмотрен вопрос с председателями советов МКД о приобретении собственниками жилых помещений дезинфицирующих средств, для обработки подъездов и входных групп многоквартирных домов, рассмотрен вопрос изменения тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2020 года, рассмотрен вопрос выдачи паспортов готовности к осенне-зимнему отопительному периоду 2020г., рассмотрен вопрос изменения тарифов по обращению с ТКО и оплате взносов на капитальный ремонт, освещен порядок расчета платы за отопление при переходе на индивидуальное отопление.

Результаты проведения мониторинга конкурентной среды товаров, работ и услуг будут учтены в работе Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.

В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе («Экономика района»), подразделе («Развитие конкуренции») размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, а также будет размещен ежегодный Доклад по итогам 2020 года.

3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе. Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом

На территории Чернышковского муниципального района осуществляют деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом следующие индивидуальные предприниматели: Ахмедов Устархан Габибович , (маршрут х. Тормосин – г. Волгоград), Ахмедов Устархан Габибович , (маршрут х. Захаровг. Волгоград), Куковинец Юрий Петрович. ( маршрут х. Нижнегнутов – г. Волгоград).

В 2020 году услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом на территории Чернышковского района продолжала оказывать транспортная кампания ООО «ОКГН» из г. Волгограда, осуществляющая перевозки пассажиров по маршруту «Чернышковский – Волгоград». Все перевозчики относятся к субъектам предпринимательской деятельности.

К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской». Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции движение автобусов по маршрутам было приостановлено с апреля по июнь, а также с ноября по декабрь.

В данной сфере конкуренция достаточно развита. Основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.

Сельское хозяйство

Растениеводство

В агропромышленном комплексе Чернышковского района производством сельскохозяйственной продукции занимается 7 сельскохозяйственных организаций, 80 крестьянско-фермерских хозяйств, 4500 личных подсобных хозяйств.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2020 года во всех категориях хозяйств составила 79,9 тыс. гектаров, что на 15,9 тыс. гектаров меньше, чем в 2019 году. Уменьшение произошло за счёт сокращения посевных площадей яровых и технических культур.

Засушливое лето снизило и урожайность сельскохозяйственных культур. Как результат, сельхозтоваропроизводителями района намолочено около 200 (198,3) тыс. тонн зерновых при урожайности 25,7 центнера с гектара, что позволило занять одиннадцатую позицию по валовому сбору в регионе. Стоит отметить, что наш район на протяжении многих лет входит в пятерку лучших районов региона по валовому сбору и урожайности.

Для того чтобы работа АПК была более эффективной регулярно обновляется машино - тракторный парк. Приобретено 43 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму более 260 млн.рублей, что на 98 млн. рублей превышает уровень прошлого года.

С хорошими результатами по уборке урожая пришли труженики ООО «Фермер», где каждый гектар озимой пшеницы дал более 33 центнера с гектара, а валовый сбор зерно и зернобобовых составил более 9,0 тыс. тонн. Достойный урожай выращен в ООО «Волжский Ударник», где валовый сбор составил 35,1 тыс. тонн при урожайности 31 центнера с гектара. Валовый сбор зерновых в ООО «Колхоз имени 19 Партсъезда» составил 9,5 тыс. тонн.

Высоких результатов на уборке зерновых добились главы крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных на территории Ёлкинского и Красноярского сельских поселений, где средняя урожайность составила 30 центнера с гектара.

В крестьянско-фермерском хозяйстве Аржановского А.В. каждый убранный гектар дал по 35 центнеров с гектара, крестьянско-фермерское хозяйство Малёванного И.И. достигло урожайности с полей озимых культур по 39 центнеров с гектара.

На посевах сельскохозяйственных культур проведена работа по борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Химпрополка проведена на площади 55,9 тыс. гектаров, из них озимые отработаны на площади 53,8 тыс.гектаров и 2,1 тыс. гектаров по яровому ячменю. Из них 10,1 тыс.гектаров отработано сельхозавиацией и 45,8 тыс. гектаров наземно.

Животноводство

В животноводческой отрасли района основной упор делается на развитие животноводства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, так называемых малых формах хозяйствования. Для этого в районе реализуются программы «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм».

В целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 10100 голов крупного рогатого скота, из них 5062 коров, к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 719 голов. Поголовье свиней составляет 4427 головы, овцы и козы-9826 голов.

За 2020 год всеми категориями хозяйств реализовано на убой скота и птицы в живой массе 2,6 тыс. тонн, произведено 14,5 тыс. тонн молока (106% к уровню 2019г.). За реализованное молоко личным подсобных хозяйствам выплачено – свыше 143 млн. рублей.

Существенную помощь сельскому хозяйству района оказывает государство в виде дотаций и субсидий, как из федерального, так и из областного бюджетов. В 2020 году сельхозтоваропроизводителями получена государственная поддержка на сумму 23,5 млн. рублей.

Реализация национального проекта и целевых программ

В рамках реализации целевых программ сельхозтоваропроизводителям района выплачены из средств федерального и областного бюджетов субсидии в сумме 15 131,5 тыс. рублей в том числе:

- субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (финансовое обеспечение затрат, возникающих при производстве зерновых и (или) зернобобовых селькохозяйственных культур) – 5870,2 тыс.рублей;

- субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (возмещение части затрат на приобретение элитных семян) – 612,6 тыс.рублей;

- субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам на приобретение имущества, сельскохозяйственной техники, оборудования, мобильных торговых объектов, а также закупку сельскохозяйственной продукции членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов) – 280,3 тыс.рублей;

- субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур) – 8368,4 тыс. рублей.

4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

В 2020 году проведено 5 заседаний Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района. На повестке дня рассматривались важные вопросы деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, результаты мониторинга конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Чернышковском муниципальном районе, об отмене ЕНВД и переход на иные налоговые режимы, о работе Центра поддержки предпринимательства, о мерах поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса, в условиях коронавирусной инфекции наиболее пострадавших отраслях в Чернышковском муниципальном районе, о маркировке товаров.

11.03.2020 ГАУ ВО «Мой бизнес»», Центром поддержки предпринимательства проведен круглый стол на тему «Самозанятые: возможности и требования законодательства. Изменение законодательства в 2020 году и актуальные вопросы ведения бизнеса» для предпринимателей Чернышковского муниципального района.

За отчетный период 43 индивидуальных предпринимателя, а также 8 физических лиц, заинтересованных в начале ведения предпринимательской деятельности, приняли участие в онлайн мероприятиях, организуемые центром ГАУ ВО «Мой бизнес».

Проведены мероприятия по повышению информированности населения в отношении доступности финансовых услуг и удовлетворенности деятельностью в сфере финансовых услуг, субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

В течение 2020 года Консультационный центр поддержки предпринимательства осуществлял работу по различным тематикам и направлениям:

-Консультирование субъектов предпринимательства по вопросам государственной поддержки (гарантийный фонд, грантовое финансирование, микрокредитование);

-Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства в Чернышковском муниципальном районе;

-Проведение анкетирования среди предпринимателей малого и среднего бизнеса с целью мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг на территории Чернышковского муниципального района;

-Взаимодействие с Консультативным Советом по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района;

-Организация семинаров, конференций, тренингов и других образовательных мероприятий для СМСП;

-Подготовка и распространение среди СМСП методических рекомендаций и практических пособий по актуальным темам развития малого и среднего предпринимательства;

-Взаимодействие со средствами массовой информации в области просвещения и популяризации предпринимательской деятельности, обсуждения проблем развития предпринимательства и путей их решения;

-Участие в обеспечении занятости населения и развитие самозанятости населения;

-Подготовка информации для размещения на информационных стендах городском и сельских поселениях актуальных вопросов ведения малого и среднего бизнеса: как начать свое дело; виды налогообложения и их особенности;

-Размещение на официальном сайте Чернышковского муниципального района в сети Интернет информации об услугах ГАУ ВО «Мой бизнес» государственной и муниципальной поддержках.

В отчетный период специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводился еженедельный, ежеквартальный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями отделом экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводится ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке, информация направляется в Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.

Созданы условия для развития перевозок пассажиров наземным транспортом.

Отделом по сельскому хозяйству и природопользованию организована постоянная консультационная работа с организациями агропромышленного комплекса района по реконструкции и технологическому перевооружению действующих сельскохозяйственных производств.

В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.

Заключение

Данная работа позволяет выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.

Список приложений

1. Распоряжение от 28.01.2019 № 20-р «О внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района»;

2. Постановление 03.09.2019 №324 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2019-2022 годы (в ред. От 01.09.2020 №358).