Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области»

ДОКЛАД

«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение.

1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.

3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

Заключение.

Введение

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области по итогам 2021 года» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г №768.

Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.

Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.

К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:

- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;

- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.

1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 04.09.2019 №239 (в ред. от 31.08.2020 №262-р) утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе. Согласно вышеуказанного распоряжения для содействия развитию конкуренции определены следующие товарные рынки: рынок медицинских услуг, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Волгоградской области, рынок реализации сельскохозяйственной продукции на территории Чернышковского муниципального района, рынок услуг дополнительного образования детей в Чернышковском муниципальном районе. Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 03.09.2019 №324 (в ред. от 01.09.2020 №358) утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2020-2022 годы, в рамках которой предусмотрены:

1. системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды;

2. мероприятия, направленные на оптимизацию процедур муниципальных закупок;

3. рассмотрение вопросов развития конкуренции Консультативным советом по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района;

4. мероприятия по формированию ежегодного доклада «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района»;

5 мероприятия по повышению уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;

6. мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие благоприятную экономическую среду;

7. мероприятия направлены на содействие развитию товарных рынках в Чернышковского муниципального района.

Между Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области и администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение от 02 сентября 2019 года по внедрению на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2019-2022гг. стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.

С 01 октября по 01 ноября 2021 года на территории Чернышковского муниципального района проведен опрос субъектов предпринимательской деятельности; потребителей об удовлетворенности качеством товаров, работ и услуг на рынках Волгоградской области и состоянием ценовой конкуренции; населения в отношении доступности финансовых услуг и удовлетворенности деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории Волгоградской области.

В соответствии с приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 18 августа 2020 г. № 24-н (ред. от 21 июня 2021 №434) «Об утверждении Порядка проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Волгоградской области» проведен опрос потребителей товаров и услуг и субъектов предпринимательской деятельности.

Количество участников анкетирования следующее:

- Анкета для опроса потребителей товаров и услуг — 12шт;

- Анкета для опроса субъектов предпринимательской деятельности — 5шт;

- Анкета для опроса населения доступности финансовых услуг— 12шт.

В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают, что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок сельскохозяйственного производства. Стабильное положение, по мнению участников опроса, и на рынке услуг ЖКХ, и перевозок наземным транспортом. Также в анкетах респонденты отметили полное отсутствие предприятий легкой промышленности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области, опрошенные считают достаточным количество организаций, которые представляют розничную торговлю.

Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют и считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры.

Финансовая доступность — важнейший показатель качества жизни населения, который влияет на развитие экономики и благополучия жителей Чернышковского муниципального района.

На территории района функционируют 4 Доп/офиса ПАО «Сбербанк России», установлены круглосуточные банкоматы, которые предназначены для приема наличных денежных средств, и оплаты услуг наличными.

В ходе мониторинга доступности для населения финансовых услуг участники опроса оценили доступность базового набора финансовых услуг - кредитование, страхование, платежные услуги, вкладные и сберегательные операции.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.08.2019 №320 утверждены критерии оценки эффективности управления и использования имуществом, порядок выявления неэффективно используемого имущества. На территории Чернышковского муниципального района отсутствуют муниципальные унитарные предприятия.

Общественным советом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Чернышковского муниципального района рассматривались вопросы по порядку работы регионального оператора по сбору и вывозу ТКО, рассмотрены вопросы благоустройства территории прилегающей к МКД, изменения тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2021 года, о продолжении мероприятий по обработке подъездов и входных групп многоквартирных домов, получения паспортов готовности к осенне-зимнему отопительному периоду 2021-2022 г., освещены вопросы работы регионального оператора по обращению с ТКО и тарифы на вывоз ТКО с 1 января 2022 года.

Результаты проведения мониторинга конкурентной среды товаров, работ и услуг будут учтены в работе Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.

В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе («Экономика района»), подразделе («Развитие конкуренции») размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, а также будет размещен ежегодный Доклад по итогам 2021 года.

3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом

На территории Чернышковского муниципального района осуществляют деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом следующие индивидуальные предприниматели: Ахмедов Устархан Габибович маршрут г. Волгоград - х. Тормосин, маршрут х. Захаров – г. Волгоград, Куковинец Юрий Петрович маршрут х. Нижнегнутов – г. Волгоград.

В 2021 году услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом на территории Чернышковского района продолжала оказывать транспортная кампания ООО «ОКГН» из г. Волгограда, осуществляющая перевозки пассажиров по маршруту «Чернышковский – Волгоград». Все перевозчики относятся к субъектам предпринимательской деятельности.

К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской».

Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции движение автобусов по маршрутам было приостановлено с января по март 2021 года.

В данной сфере конкуренция достаточно развита. Основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.

Сельское хозяйство

Растениеводство

В агропромышленном комплексе Чернышковского района производством сельскохозяйственной продукции занимается 7 сельскохозяйственных организаций, 84 крестьянско-фермерских хозяйств, 4500 личных подсобных хозяйств.

Общая площадь земель по сельхозтоваропроизводителям по району составляет — 307996 гектаров, из них земли сельскохозяйственного назначения — 238552 гектара, в том числе: пашня — 161177 га, сенокосы - 5950 га, пастбища — 7125 га.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2021 года во всех категориях хозяйств составила 96,2 тыс.гектаров, что на 16,3 тыс.гектаров больше к уровню 2020 года.

Зерновые и зернобобовые культуры под урожай 2021 года были посеяны на площади 86,2 тыс. гектаров, из них 75,2 тыс. гектаров озимые и 11 тыс. гектаров яровые зерновые. Зерновые и зернобобовые культуры занимают 89 процентов от всех посевов занятых площадей.

Технические культуры занимали 9,2 тыс. гектаров, в том числе: 8,9 тыс.гектаров подсолнечник; 0,3 тыс. гектаров — горчица.

Зерновая группа культур по крупным и средним предприятиям занимает 48,5 тыс.гектаров (56% от общей площади зерновых культур), из них: 41,3 тыс. гектаров засеяно озимой пшеницей (48%) и 3,9 тыс. гектаров (35,5%) яровыми культурами. На технические культуры приходится 87,9 процентов от общей площади технических культур или 8,1 тыс. гектаров.

Под урожай 2021 года крестьянско-фермерскими, малыми, ИП, микропредприятиями, подсобными хозяйствами посеяно зерновых культур 40,9 тыс. гектаров (44 %) и 7,2 тыс. гектаров (64,5%) яровых зерновых и зернобобовых. Техническими культурами занято 1,1 тыс. гектаров или 12,1% от общей площади технических культур.

Уборочная площадь зерновых по району в 2021 году составила 86,2 тыс. гектаров, валовый сбор в первоначально оприходованном весе составил 167,8 тыс. тонн, при урожайности 19,5 центнера с гектара.

Высоких результатов на уборке зерновых добились главы крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных на территории Большетерновского сельского поселения, где средняя урожайность составила 33 центнера с гектара, Чернышковского городского поселения средняя урожайность 22,5 центнера с гектара.

По крестьянско - фермерскому хозяйству — ИП глава КФХ Захаренко В.Л. каждый убранный гектар дал по 36 центнера с гектара, ИП глава КФХ Ситников И.В. получил урожайность с полей озимых культур по 41 центнеру с гектара.

Прочный фундамент, как и в прошлом году, заложен полеводами района по севу озимых под урожай 2022 года. Более 75,5 тыс. гектаров заняли посевы озимой пшеницы. Свыше 225 тонн приобретено и высеяно семян озимых повышенных репродукций — супер элита, элита — это достойный золотой фонд полеводов района.

В 2021 году, под урожай текущего года завезено 10,15 тыс. тонн минеральных удобрений. Работа проведена на площади 77,7 тыс. гектаров, внесено 8,9 тыс. тонн удобрений, основном это аммиачная селитра, которая пошла на подкормку озимой пшеницы, с целью получения продовольственного зерна.

На посевах сельскохозяйственных культур проведена работа по борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Химпрополка проведена на площади 55,9 тыс. гектаров, из них озимые отработаны на площади 53,8 тыс.гектаров и 2,1 тыс. гектаров по яровому ячменю.

10,1 тыс.гектаров отработано сельхозавиацией и 45,8 тыс. гектаров наземно. На площади 11,2 тыс. гектаров проведена работа по клопу черепашке на посевах озимых культур.

Подъем зяби и черного пара проведен на площади 69,9 тыс. гектаров, из них 59,1 тыс. гектаров черный пар и 26,1 тыс. гектаров — зябь под урожай 2022 года.

Животноводство

На 1 января 2022 года в целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 10394 голов крупного рогатого скота, из них 5138 коров, к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 916 голов.

Из-за участившихся вспышек африканской чумы свиней поголовье 3865 данного вида животных уменьшилось к уровню прошлого года на 339 голов.

В ООО «Колхоз имени 19 Партсъезда» насчитывается 251 голова крупного рогатого скота, из них 98 коров.

В крестьянских фермерских хозяйствах содержится 563 головы КРС, 132 головы свиней и поголовье мелкого рогатого скота составляет 470 голов.

Всеми категориями хозяйств произведено 19,7 тыс. тонн молока, реализовано на убой скота и птицы в живой массе 3,75 тыс. тонн.

Реализация национального проекта и целевых программ

В рамках реализации целевых программ сельхозтоваропроизводителям района в 2021 году выплачены из средств федерального и областного бюджетов субсидии в сумме 60 293,5 тыс. рублей, в том числе:

- на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур - 29 832,3 тысяч рублей;

- возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, на которую внесены минеральные удобрения) - 6 665,1 тысяч рублей;

- возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур - 4 418,7 тысяч рублей;

- возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) - 377,2 тысяч рублей;

- возмещение части затрат на приобретение элитных семян - 1 203,6 тысяч рублей;

- гранты на развитие семейных ферм - 4 381,8 тысяч рублей;

- гранты "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на создание и развитие хозяйств кооператива – 11 804,3 тысяч рублей;

- возмещение части затрат крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственных животных, альтернативных свиноводству - 1 600,0 тысяч рублей;

- возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования - 10,5 тысяч рублей.

4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

В 2021 году проведено 4 заседания Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.

На повестке дня рассматривались важные вопросы деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, результаты проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках Волгоградской области, реализация регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», национального проекта «Малое и среднее предпринимательство, о работе Центра поддержки предпринимательства, о мерах поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса, в условиях коронавирусной инфекции наиболее пострадавших отраслях в Чернышковском муниципальном районе, о маркировке товаров в розничной торговле.

В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» 28 индивидуальных предпринимателей, приняли участие в онлайн — мероприятиях и получили комплексные услуги, организуемые центром ГАУ «Мой бизнес».

Созданы условия для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, а именно центром ГАУ ВО «Мой бизнес» оказаны комплексные услуги двум индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр социальных предпринимателей. 35 начинающим и действующим предпринимателям был предоставлен комплекс услуг, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность, в формате онлайн оказаны информационно-консультационные и образовательные услуги.

По региональному проекту «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» созданы выгодные условия для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки. Так, обеспечено предоставление комплекса образовательных услуг 29 самозанятым гражданам, которым ранее была предоставлена государственная помощь на основании социального контракта.

Благодаря центру ГАУ ВО «Мой бизнес» субъекты МСП и самозанятые граждане Чернышковского муниципального района получили комплекс информационно-консультационных и образовательных услуг.

Предпринимателям, включенным в реестр социальных предпринимателей предоставлена финансовая поддержка в виде грантов.

Проведены мероприятия по повышению информированности населения в отношении доступности финансовых услуг и удовлетворенности деятельностью в сфере финансовых услуг, субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

В течение 2021 года Консультационный центр поддержки предпринимательства осуществлял работу по различным тематикам и направлениям:

-консультирование субъектов предпринимательства по вопросам государственной поддержки (гарантийный фонд, грантовое финансирование, микрокредитование);

-обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства в Чернышковском муниципальном районе;

-проведение анкетирования среди предпринимателей малого и среднего бизнеса с целью мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг на территории Чернышковского муниципального района;

-взаимодействие с Консультативным Советом по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района;

-организация семинаров, конференций, тренингов и других образовательных мероприятий для МСП, самозанятых граждан и физических лиц.

-участие МСП, самозанятых граждан и физических лиц в мероприятиях проводимых Центром поддержки предпринимательства ГАУ «Мой бизнес», в рамках региональных проектов;

-взаимодействие со средствами массовой информации в области просвещения и популяризации предпринимательской деятельности, обсуждения проблем развития предпринимательства и путей их решения;

частие в обеспечении занятости населения и развитие самозанятости населения;

-содействие в организации, проведения мероприятий и оказания комплексных услуг оказываемых Центром инноваций социальной сферы;

-подготовка информации для размещения на информационных стендах городском и сельских поселениях актуальных вопросов ведения малого и среднего бизнеса: как начать свое дело; виды налогообложения и их особенности;

-размещение на официальном сайте Чернышковского муниципального района в сети Интернет информации об услугах ГАУ ВО «Мой бизнес» государственной и муниципальной поддержках.

В отчетный период специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводился еженедельный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями отделом экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводится ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке, информация направляется в Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.

Созданы условия для развития перевозок пассажиров наземным транспортом.

Отделом по сельскому хозяйству и природопользованию организована постоянная консультационная работа с организациями агропромышленного комплекса района по реконструкции и технологическому перевооружению действующих сельскохозяйственных производств.

В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.

Заключение

Данная работа позволяет выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.

Список приложений

1. Распоряжение от 28.01.2019 № 20-р «О внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района»;

2. Распоряжение от 04.09.2019 №239 «Об утверждении Перечня товарных рынков на территории в Чернышковского муниципального района (в ред. от 31.08.2020 №262-р);

3. Постановление 03.09.2019 №324 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2019-2022 годы» (в ред. от 01.09.2020 №358).