Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района волгоградской области»
ДОКЛАД
«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.
3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Заключение.
Введение
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области по итогам 2024 года» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г №768.
Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.
Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.
К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:
- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;
- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;
- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;
- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.
1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 14.11.2022 №284-р утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе. Согласно распоряжению для содействия развитию конкуренции определены следующие товарные рынки: рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок медицинских услуг, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, рынок реализации сельскохозяйственной продукции, рынок услуг дополнительного образования детей, рынок ритуальных услуг, рынок торговли на территории Чернышковского муниципального района.
Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.
Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 14.11.2022 № 507 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2022-2025 годы, в рамках которой предусмотрены:
1. системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды;
2. мероприятия, направленные на оптимизацию процедур муниципальных закупок;
3. рассмотрение вопросов развития конкуренции Координационным советом Чернышковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции;
4. мероприятия по формированию ежегодного доклада «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района»;
5 мероприятия по повышению уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;
6. мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие благоприятную экономическую среду;
7. мероприятия направлены на содействие развитию товарных рынках в Чернышковском муниципальном районе.
Между Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области и администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение от 07 декабря 2022 года №32 по внедрению на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2023-2025 годах стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.
С 01 октября по 01 ноября 2024 года на территории Чернышковского муниципального района, в соответствии с приказом комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 18 августа 2020 г. № 24-н (ред. от 14 июня 2023 г.) "Об утверждении Порядка проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках Волгоградской области", проведен опрос потребителей товаров и услуг и субъектов предпринимательской деятельности.
Количество участников анкетирования следующее:
- Потребители товаров и услуг — 11человек;
- Субъекты предпринимательской деятельности — 5 ед.;
- Население в отношении доступности финансовых услуг — 11человек.
В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают, что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок услуг дошкольного и общего образования, рынок социальных услуг. Участники опроса удовлетворены возможностью выбора и качеством оказываемых услуг на рынках по ремонту автотранспортных средств, перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Опрошенные считают достаточным количество организаций, которые реализуют лекарственные препараты, медицинские изделия и сопутствующие товары.
Стабильное положение на рынке услуг связи, в том числе услуг по представлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)
Одновременно в анкетах респонденты отметили отсутствие рынка услуг среднего профессионального образования, рынка легкой промышленности, рынка производства кирпича и бетона на территории Чернышковского муниципального района.
Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют и считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры. Большинство респондентов отметили высокий уровень конкуренции. Участники удовлетворены уровнем доступности официальной информации о состоянии конкурентной среды на товарных рынках, размещаемой в открытом доступе.
Оценивая деятельность финансовых организаций, большинство опрошенных представителей предпринимательского сообщества положительно оценили качество предоставления следующих услуг: кредитование, размещение свободных денежных средств, оказание платежных услуг, страхование, а также качество дистанционного обслуживания.
Финансовая доступность — важнейший показатель качества жизни населения, который влияет на развитие экономики и благополучие жителей Чернышковского муниципального района.
На территории района функционируют 6 Доп/офисов ПАО «Сбербанк России». В 5 дополнительных офисах Сбербанка оказывают услуги физическим лицам, в дополнительном офисе районного центра услуги оказывают также и юридическим лицам, предоставляя весь спектр банковских услуг. В отделении Сбербанка р.п. Чернышковского установлены круглосуточные банкоматы, которые предназначены для приема, выдачи наличных денежных средств, оплаты услуг ЖКХ, мобильной связи и т.д.
Для повышения финансовой доступности в районе есть возможность воспользоваться услугой «кэш-аут» в торговых объектах «Пятерочка» № 15149 (р.п. Чернышковский), ИП Какуша И.В. в Елкино и п. Басакин, на АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» №34418 (184 км автодороги Волгоград-Каменск-Шахтинск), №34467 (р.п. Чернышковский), которые позволяют держателям платежных карт получать наличные денежные средства в кассе торгово-сервисных предприятий.
В ходе мониторинга доступности для населения финансовых услуг участники опроса оценили доступность базового набора финансовых услуг — денежные переводы, кредитование, страхование, платежные услуги, вкладные и сберегательные операции.
Обеспеченность финансовыми услугами жителей труднодоступных и удаленных населенных пунктов поселений кардинально отличается от возможностей жителей райцентра. Это удаленность расположения банковских отделений, отсутствие банкоматов, жители вынуждены преодолевать значительные расстояния, чтобы снять наличные со своих банковских счетов с использованием банковских карт, но участники опроса отметили, что наблюдаются положительная динамика дистанционных банковских услуг. Клиенты могут, к примеру, совершать удаленный доступ к своим счетам в банке или производить платежи и переводы при помощи разных технических средств, каналов связи и с применением специализированных программных продуктов.
Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.08.2019 №320 утверждены критерии оценки эффективности управления и использования имуществом, порядок выявления неэффективно используемого имущества. На территории Чернышковского муниципального района отсутствуют муниципальные унитарные предприятия.
Общественным советом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Чернышковского муниципального района рассматривались вопросы благоустройства и уборки прилегающей территории к МКД, о соблюдении температурного режима в подъездах, подвальных помещениях, об оплате взносов на капитальный ремонт МКД, рассмотрены вопросы подготовки к осенне-зимнему отопительному периоду 2024-2025 гг., о продолжении мероприятий по обработке подъездов, и входных групп в целях не допущения распространения вирусных инфекций, а также рассматривались вопросы расходования денежных средств со специальных счетов на цели капитального ремонта многоквартирных домов.
Результаты проведения мониторинга конкурентной среды товаров, работ и услуг будут учтены в работе Координационного совета Чернышковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции.
В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе «Экономика района», подразделе «Развитие конкуренции» размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, а также будет размещен ежегодный Доклад о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках по итогам 2024 года.
3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом
На территории Чернышковского муниципального района осуществляет деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом индивидуальный предприниматель Ахмедов Устархан Габибович маршруты: г. Волгоград - х. Тормосин, г. Волгоград - х. Захаров.
К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской».
Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».
Состояние конкурентной среды оценивается как более благоприятное. Подавляющее большинство пользователей услуг коммерческого наземного транспорта удовлетворены имеющейся у них возможностью выбора. К ключевым критериям выбора перевозчика относятся частота рейсов, стоимость услуги, состояние транспортного средства и качество работы водителей.
Причиной недостаточного развития частных перевозчиков являются значительные первоначальные вложения (стоимость транспортных средств и их обслуживание) при длительных сроках окупаемости, а также высокие ставки по банковским кредитам.
Также основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.
Услуги по ремонту автотранспортных средств
В Чернышковском муниципальном районе действует 8 хозяйствующих субъектов, которые оказывают услуги по ремонту автотранспортных средств, из них СППССК «Чернышковская агрокомпания", 2 индивидуальных предпринимателя и 5 самозанятых граждан.
Любое физическое или юридическое лицо может начать деятельность по оказанию услуг по ремонту автотранспортных средств.
Административные барьеры для осуществления деятельности на рынке оказания услуг по ремонту автотранспортных средств отсутствуют.
Ключевой показатель «Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств в Волгоградской области» достигнут и составляет 100 %.
Сельское хозяйство
Растениеводство
Сельское хозяйство является основным сектором экономики района и от его эффективной работы во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации. В агропромышленном комплексе Чернышковского района производством сельскохозяйственной продукции занимается 9 сельскохозяйственных организаций, в том числе 1 крупное, 87 крестьянско-фермерских хозяйств, 3588 личных подсобных хозяйств.
Общая площадь земель по району составляет 307996 гектаров, из них земли сельскохозяйственных назначения – 253 925 гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий - 238716 гектаров: пашня - 161382 гектар, сенокосы - 5950 гектаров, пастбища - 71384 гектаров.
Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2024 года во всех категориях хозяйств составила 105,6 тыс. гектаров.
Зерновые и зернобобовые культуры были посеяны на площади 89,7 тыс. гектаров, из них 85,8 тыс. гектаров озимые, в том числе 84,9 тыс. гектаров пшеница озимая и 880 гектаров ячмень озимый. Яровые зерновые и зернобобовые составили 3,9 тыс. гектаров, в том числе: 1,8 тыс. гектаров - ячмень яровой, 731 гектар - просо и 1,3 тыс. гектара - зернобобовые культуры, горох.
Технические культуры занимали 13,3 тыс. гектаров, в том числе: 7,0 тыс. гектаров - подсолнечник; 5,6 тыс. гектаров - горчица, 540 гектаров - сафлор, 200 гектаров - кориандр. Бахчевые культуры составили 100 гектаров. Кормовые культуры размещались на площади 2,5 тыс. гектаров, в основном это однолетние-многолетние травы.
Уборочная площадь зерновых и зернобобовых культур по району в 2024 составила 89,7 тыс. гектаров. Валовый сбор в первоначально оприходованном весе составил 230,3 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур при урожайности 25,7 центнеров с гектара. Заняв второе место по валовому сбору урожая зерновых и зернобобовых культур по области, и первое место по урожайности, полученной с гектара посевной площади.
Под урожай 2024 года крестьянскими фермерскими, ИП, подсобными хозяйствами посеяно зерновых культур 43,1 тыс. гектаров (47,6 %) в т.ч. 3,2 тыс. гектаров (67,0%) яровых зерновых и зернобобовых. Техническими культурами занято 1,3 тыс. гектаров или 9,3% от общей площади технических культур. На долю сельскохозяйственных организаций приходится: зерновых культур 47,5 тыс. гектаров (52,4 %) в т.ч. 1,6 тыс. гектаров (33,0%) яровых зерновых и зернобобовых, технических культур 12,6 тыс. гектаров или 90,7%.
Приобретено и высеяно 608,5 тонн семян озимых культур повышенных репродукций, что в два раза больше в сравнении с прошлой посевной кампанией. Внесено рекордное количество минеральных удобрений 22,6 тыс. тонн. Работа проведена на площади 94,2 тыс. гектаров, в основном это аммиачная селитра, жидкие комплексные удобрения, аммиак, сульфат аммония и аммофос, которые пошли на подкормку озимой пшеницы, с целью получения не только количественного, но и качественного зерна.
На посевах сельскохозяйственных культур была проведена работа по борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Химпрополка проведена на площади 51,5 тыс. гектаров по озимым культурам. На площади 37,8 тыс. гектаров сельхозтоваропроизводители провели мероприятия против вредителей инсектицидными препаратами.
Под урожай 2025 года посеяно озимых культур на площади 78,7 тыс. гектаров, в том числе 77,5 тыс. гектаров озимой пшеницы и 1,2 тыс. гектаров озимого ячменя. Использованы оригинальные сорта семенного материала повышенных репродукций: «супер элита» 7 тонн, «элита» 651 тонна озимой пшеницы и 10 тонн «элиты» озимого ячменя.
Внесено под сев озимых культур 2,8 тыс. тонн минеральных удобрений в физическом весе на площади 28,9 тыс. гектаров.
Животноводство
В целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 10682 головы крупного рогатого скота, из них 5358 коров. Поголовье мелкого рогатого скота овец и коз составляет 9334 голов. Поголовье свиней насчитывает 2539 голов. А также имеется поголовье лошадей в количестве 465 голов.
Реализация национального проекта и целевых программ
В рамках реализации целевых программ сельхозтоваропроизводителям района в 2024 году из средств федерального и областного бюджетов выплачено субсидий в сумме 60,8 млн рублей (2023 год – 54,1 млн рублей), в том числе:
-
на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур - 34,0 млн рублей;
-
возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур - 5,3 млн рублей;
-
возмещение части затрат на приобретение элитных семян - 0,6 млн рублей;
-
поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока) - 0,1 млн рублей;
-
создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов) - 4,3 млн рублей;
-
возмещение части затрат на уплату страховой премии в области растениеводства 13,8 млн рублей;
-
возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйства и личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственных животных, альтернативных свиноводству - 1,0 млн рублей;
-
возмещение части затрат на подавление численности, локализации карантинного объекта 0,4 млн рублей;
-
возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота 1,3 млн рублей.
Обновление парка сельскохозяйственной техники
Сельхозтоваропроизводителями проведена техническая и технологическая модернизация сельхозтехники. С начала 2024 года приобретено 20 единиц техники, в том числе 14 тракторов, 2 комбайна, 2 погрузчика телескопических и 2 единицы прочей сельскохозяйственной техники на общую сумму 121,5 млн рублей.
4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
В 2024 году проведено 3 заседания Координационного совета Чернышковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции.
На повестке дня рассматривались важные вопросы, касающиеся деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, проведения экспертизы постановления администрации Чернышковского муниципального района от 29.02.2024 № 71 «Об утверждении порядка условий заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений со стороны администрации Чернышковского муниципального района», результаты реализации региональных проектов в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» .
Координационном советом Чернышковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции в 2024 году предоставлена информационно - консультационная поддержка 44 субъектам малого предпринимательства и 14 самозанятым гражданам.
На территории Чернышковского муниципального района, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», продолжается реализация региональных проектов:
-
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса;
-
Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
Целью национального проекта является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и направлен на всестороннее улучшение предпринимательского климата в России.
По проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» 11 действующих индивидуальных предпринимателей приняли участие в онлайн-мероприятиях и получили комплексные услуги, организуемые ГАУ ВО «Мой бизнес», что составляет 137,5% к доведенным плановым показателям.
Проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» позволил 45 начинающим и действующим предпринимателям в формате онлайн получить информационно-консультационные и образовательные услуги в формате онлайн, что составляет 155,2 % к плановому значению.
14 самозанятым гражданам, которым ранее была предоставлена государственная помощь на основании социального контракта, в рамках проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг, что на 175% больше планового показателя.
Проведены мероприятия по повышению информированности населения в отношении доступности финансовых услуг и удовлетворенности деятельностью в сфере финансовых услуг, субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Проводится еженедельный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями продолжается ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке. Информация направляется в Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.
Заключение
Данная работа позволяет выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти, в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции, в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.