Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области»
ДОКЛАД
«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.
3. Утверждение перечня рынков для развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
4. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
5. Содержание мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
6. Исполнение мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Заключение.
Введение.
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного Первым заместителем Председательства Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым ИШ-П13-2189 от 02.04.2014 (далее Стандарт).
Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.
Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.
К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:
- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;
- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;
- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;
- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.
Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 13.01.2016 №04 - р «О внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района» отдел экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей определен уполномоченным органом по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Коллегиальным органом по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района в соответствии с распоряжением является Консультативный Совет по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.
Первоначально приоритетным и социально значимым рынком определен рынок розничной торговли.
В целях расширения мониторинга ситуации на рынках, в части развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 24.10.2016 №350 –р «О внесении изменений в распоряжение администрации Чернышковского муниципального района от 13.01.2016 №04 –р «О внедрении стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района» расширены понятия приоритетных и социально значимых рынков.
В действующей редакции распоряжения приоритетным для содействия развитию конкуренции определен рынок сельскохозяйственной продукции, это решение принято в связи с тем, что Чернышковский район является традиционно сельскохозяйственным. В структуре оборота малого и среднего предпринимательства основная доля – 68% приходится на сельскохозяйственное производство.
Социально значимыми для содействия развитию конкуренции являются следующие рынки: рынок ЖКХ, рынок розничной торговли, рынок услуг перевозки пассажиров наземным транспортом. Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.
Администрацией Чернышковского муниципального района заключено соглашение о взаимодействии с Комитетом экономики Волгоградской области от 28 августа 2015 года. 28 декабря 2016 года заключено дополнительное соглашение между комитетом экономики и развития Волгоградской области и администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области.
Для систематизации мероприятий по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 24.10.2016 №429 Утвержден «План мероприятий (дорожная карта) по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района». В настоящее время администрацией Чернышковского муниципального района в лице отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей ведется разработка «Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района на 2018 – 2020 г»
С 15 августа по 15 сентября 2017 года на территории Чернышковского муниципального района проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. В соответствии с рекомендациями комитета экономики Волгоградской области проведено анкетирование субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг. В мониторинге приняли участие 16 потребителей товаров, работ и услуг и 11 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок сельскохозяйственного производства. Стабильное положение, по мнению участников опроса, и на рынке услуг ЖКХ, и перевозок наземным транспортом. Также в анкетах респонденты отметили полное отсутствие предприятий легкой промышленности на территории Волгоградской области. 8 из 16 опрошенных считают достаточным количество организаций, которые представляют розничную торговлю.
Принявшие участие в опросе субъекты малого и среднего предпринимательства отметили высокую конкуренцию на рынке сельскохозяйственного производства. Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют,(6 участников), и считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры(5 участников).
Результаты анкетирования будут учтены при разработке «Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района на 2018 – 2020 г», а также в работе Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.
В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе «Экономика района», «Развитие конкуренции» размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Потребительский рынок и сфера услуг.
По состоянию на 1 июля 2017 года в Чернышковском муниципальном районе работает 146 торговых предприятий. Из них 104 магазина и 42 объекта мелкорозничной сети.
Оборот розничной торговли в первом полугодии 2017 года составил 398,9 млн. рублей, что составляет 25,3 тыс. рублей на душу населения. В 2017 году открылся новый магазин в центре рабочего поселка индивидуального предпринимателя Юмагуловой Я.С., в котором жители района могут приобрести мясо, рыбу, мясные полуфабрикаты от производителя и по доступным ценам.
Услуги общественного питания оказывают 7 объектов. Оборот услуг общественного питания составил 4,8 млн. рублей.
Осуществляет деятельность 22 объекта бытового обслуживания, что к уровню 2016 года составляет 91,7 процента. Объем оказанных бытовых услуг составил 8,2 млн. руб. Наибольшее количество предприятий в сфере бытовых услуг – это парикмахерские и услуги маникюра. Данным видом деятельности занимаются 9 предпринимателей. В отчетном периоде открылся новый объект бытового обслуживания - фотостудия.
В отчетный период осуществляла деятельность еженедельная Универсальная ярмарка Чернышковского городского поселения. Общей площадью 2940 кв.м с общим количеством торговых мест – 150, из них 40 торговых мест предоставляется товаропроизводителям, которые реализуют на ярмарке сельскохозяйственную продукцию.
Обеспеченность площадью торговых объектов по состоянию на 01.01.2016 года на 1 тысячу человек составила 319 кв.м, в том числе по продаже продовольственных товаров – 95 кв.м, по продаже непродовольственных товаров 224 кв.м на тысячу жителей.
Малое и среднее предпринимательство.
В 1 полугодии 2017 года на территории Чернышковского муниципального района работало 372 субъекта предпринимательства, в том числе 4 средних, 4 малых предприятия и 20 микропредприятий, 344 индивидуальных предпринимателя, что составляет 103,0 процента, к аналогичному периоду прошлого года.
Средняя численность работающих в малых предприятиях составила 114 человек, в средних – 571, в микропредприятиях - 39 работающих.
За отчетный период товарооборот малых предприятий составил 30,6 млн. рублей, товарооборот средних предприятий – 34,7 млн. рублей, товарооборот микропредприятий составил 28,5 млн. рублей.
Оборот индивидуальных предпринимателей составил 350,9 млн. рублей. Товарооборот субъектов предпринимательства за отчетный период составил 444,7 млн. рублей.
В сфере розничной торговли состояние конкурентной среды является достаточно развитым. Основными проблемами деятельности является «теневая занятость», ограниченная доступность кредитных продуктов для мелкого бизнеса, занимающегося розничной торговлей, низкая цена на ГСМ и зерно, отсутствие достаточных рынков сбыта и предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции в сфере сельскохозяйственного производства.
Жилищно – коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальная сфера Чернышковского муниципального района включает тепловое хозяйство, водопроводное хозяйство, жилищное хозяйство, газовое хозяйство.
В Чернышковском муниципальном районе системы централизованного водоснабжения имеются в 10 поселениях. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 196,9 км, 71 водозабор.
На территории района находятся 13 котельных, 8 из которых являются автономными. Эксплуатацией котельных занимаются 3 организации:
- МБУ «Коммунальное хозяйство» - 6 котельных;
- ООО «Коммунальщик» - 6 котельных;
- МБУ «Басакинское» -1 котельная.
Протяженность тепловых сетей в двутрубном исчислении составляет - 7,0 км.
Подготовка подведомственных администрации Чернышковского муниципального района объектов жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения к работе в осенне-зимний период 2017/2018 годов проводится в соответствии с утвержденным графиком.
На территории Чернышковского городского поселения находится 18 многоквартирных жилых домов, собственники помещений которых выбрали и реализуют непосредственный способ управления.
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2017 года составил 102,43%.
За 6 месяцев 2017 года очищено территорий от мусора на площади – 335,25 тыс. кв.м., вывезено мусора – 217,1 м.куб., ликвидировано свалок — 30 шт., посажено деревьев — 443 шт., кустарников — 316 шт.
Уровень газификации природным газом составляет 41,23%. Газифицировано 2491 дом из 6042 домов.
В Чернышковском муниципальном районе системы централизованного водоснабжения имеются в 10 поселениях. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 196,9 км. (в 29 населенных пунктах), имеется 72 водозаборные скважины и 61 водонапорная башня. Центральным водоснабжением пользуется 72,8 % населения, а 27,2 % имеют индивидуальные скважины. Эксплуатацию объектов водоснабжения в Чернышковском муниципальном районе осуществляют 4 организации.
Анализ ситуации в сфере ЖКХ на территории Чернышковского района показывает, что конкуренция в данной сфере развита слабо.
Основные проблемы – это изношенность теплотрасс и водопроводов, в связи с этим и вопросы к качеству оказываемых услуг.
Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом.
На территории Чернышковского муниципального района осуществляют деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом следующие индивидуальные предприниматели: Ахмедов У.Г, (маршрут Тормосин – Волгоград), Куковинец Ю.П. ( маршрут Нижнегнутов – Волгоград).
В 2017 году услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом на территории Чернышковского района продолжала оказывать транспортная кампания ООО «ОКГН» из г. Волгограда, осуществляющая перевозки пассажиров по маршруту «Чернышковский – Волгоград». Все перевозчики относятся к субъектам предпринимательской деятельности.
К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской». Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».
В данной сфере конкуренция достаточно развита. Основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.
Сельское хозяйство.
Для экономики района точкой опоры неизменно остается агропромышленный комплекс. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет 75,5 процентов. Район специализируется на возделывании зерновых, зернобобовых и технических культур (подсолнечник, сафлор, озимый рыжик), производстве мяса свинины, КРС, молока.
Площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 238552 га, в том числе площадь продуктивной пашни – 16382 га, пастбища – 71425 га, сенокосы – 5950 га.
В настоящее время производством сельскохозяйственной продукции в районе заняты 7 сельскохозяйственных организации, 80 крестьянско-фермерских хозяйств, 4404 личных подсобных хозяйств.
За последние годы в агропромышленном комплексе района создан определенный производственный и технологический потенциал, который позволяет нашим сельскохозяйственным производителям работать стабильно и развивать производство.
В непростых экономических условиях хозяйства используют все резервы для создания более устойчивой экономики своего производства. В целях дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы, освоения новых инновационных технологий и видов производства особое внимание руководители сельскохозяйственных организаций, главы КФХ уделяют инвестиционным вложениям в развитие производства, а так же выполнению главных задач поставленных перед АПК района. Рост производства показывает правильность расстановки приоритетов, которые остаются без изменения.
В целом 2017 год выдался удачным для аграриев района, выпавшие вовремя осадки осенью 2016 года дали возможность получить хорошие равномерные всходы озимых и собрать рекордный урожай зерновых.
Под урожай 2017 года было посеяно 79,465 тыс.га озимых культур. Озимая пшеница это наша основная культура и благодаря тому, что за первые два квартала 2017 г. выпало 250 мм осадков при норме 181 мм, был создан большой задел для хорошего урожая, что в значительной степени повлияло на конечный объем валового производства.
Яровых зерновых и зернобобовых было посеяно 15,610 тыс.га. В общем посевная площадь зерновых и зернобобовых культур равна 95,075 тыс.га. Валовой сбор зерновых составил 278,8 тыс.тонн , что является своеобразным рекордом и составляет 112,7% к уровню 2016 года. На протяжении нескольких лет наш район входит в десятку лучших районов области по валовому сбору и урожайности. Средняя урожайность зерновых по району 29,3 ц/га, в т.ч. по озимым 32,2 ц/га, а выход зерна с 1 га пашни составил 1,72 т/га
Посевная площадь технических культур составила 15,61 тыс.га, что меньше на 6,5 тыс.га в сравнении с 2016 годом, валовой сбор составил 6,7 тыс.тонн, что ниже уровня 2016 года на 36% и ниже уровня 2015 года на 35 % соответственно, средняя урожайность 6,1 ц/га.
По предварительным данным, посевная площадь под урожай 2018 года составит 110,5 тыс.га, в т.ч. посеяно озимой пшеницы осенью 2017 года 78,261 тыс.га и озимого рыжика 4,514 тыс.га, предстоит посеять яровых зерновых 14,1 тыс.га, технических 9 тыс.га, площадь чистых паров составит 56,1тыс.га. Состояние озимых культур под урожай 2018 года на 1 декабря 2017 года перед уходом в зиму следующее: хорошее – 71%, удовлетворительное – 19%, неудовлетворительное – 10%.(в стадии шильца).
В сельскохозяйственном производстве занято около 662 человек. Среднемесячная заработная плата на предприятиях за 9 месяцев 2017 года составила 24431 руб. Заработная плата в АПК за последние 3 года показывает существенный рост в 2016 году 22% к уровню 2014. За 9 месяцев 2017 года -115% к аналогичному периоду 2016 года
Животноводством в районе занимаются: колхоз им. 19 Партсъезда, 6 крестьянско-фермерских хозяйств и личные подсобные хозяйства.
В целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 8400 голов крупного рогатого скота, из них 4877 коров (к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 1,3%), 5074 голов свиней, что больше на 1,2% чем в 2016 г., 9830 голов овец и коз, так же как и в 2016 г.
В 2016г. всеми категориями хозяйств произведено 14,7 тыс. тонн молока (102,7% к аналогичному периоду 2016г.), реализовано на убой скота и птицы в живой массе 2,36 тыс. тонн (99% к уровню 2016г.). Не смотря на снижение поголовья КРС наблюдается небольшой рост производства молока.
По итогам 2017г. за реализованное молоко производителям выплачено – 114,5 млн. рублей за 9 месяцев, данный показатель остается на уровне 2016 г. В развитии животноводческой отрасли района основной упор делается на развитие животноводства в ЛПХ, К(Ф)Х, так называемые малые формы хозяйствования. Для этого в районе реализуются программы «Начинающий фермер», «Развитие семейных животноводческих ферм». В период с 2014 по 2017 год шесть участников программы «Начинающий фермер» получили грант на развитие своих хозяйств, общая сумма грантов составила 5 млн. 600 тыс.рублей. Одно хозяйство получило грант на «Развитие семейных животноводческих ферм» в 2016 году, размер гранта составил 4 млн 200 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2017года сельхозтоваропроизводители Чернышковского муниципального района приобрели 38 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 154 млн. 843 тыс.рублей Всего за 3 года с 2015 по 2017 год хозяйствами района приобретено 78 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 332 млн. 723 тыс.рублей.
В 2017 году сельхозтоваропроизводителям Чернышковского муниципального района была оказана государственная поддержка на сумму 32,9 млн.руб., что составляет 53% к уровню 2016 года, причиной снижения является сокращение выплат по несвязанной поддержке в 2,5 раза. Общий объем финансирования на поддержку сельского хозяйства из бюджетов всех уровней за период с 2015 по 2017 год составил -154 млн. 106 тыс. рублей в том числе 720 тыс.руб на поддержку инициатив граждан и 1 млн. 94 тыс. рублей на строительство жилья для молодой семьи.
Главными проблемами в результатах анкетирования сельхозтоваропроизводители Чернышковского района назвали высокие цены на ГСМ и запасные части к сельскохозяйственной технике, отсутствие перерабатывающих предприятий, устойчивого рынка сбыта, ужесточение условий по предоставлению субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства.
Реализация мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
За отчетный период заключено 7 соглашений с наиболее активными представителями предпринимательского сообщества.
Проведено 11 обучающих семинаров для заказчиков Чернышковского муниципального района.
В 2017 году в результате проведения конкурентных процедур для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чернышковского муниципального района Волгоградской области у субъектов малого и среднего предпринимательства было заключено контрактов в объеме 15% от совокупного годового объема закупок.
В 2017 году проведено 4 заседания Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района. На повестке дня рассматривались важные вопросы деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, результаты мониторинга конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Чернышковском муниципальном районе, о законности проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, об изменении в законодательство по применению ККТ, в том числе при реализации алкогольной продукции.
С 01.03.2017г по 03.03.2017г субъекты малого и среднего предпринимательства прослушали лекции по повышению квалификации «Актуальные технологии управления бизнесом в условиях кризиса», который проведен «Институтом бизнеса», г. Волгоград.
Проведены мероприятия по повышению информированности субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Регулярно специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей администрации Чернышковского муниципального района проводится адресное консультирование субъектов предпринимательской деятельности по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. (Применение ККТ, экологическая отчетность, декларирование алкогольной продукции, соблюдение санитарного законодательства и правил продажи отдельных видов товаров и другие вопросы).
Мероприятия по содействию развитию конкуренции
на социально значимых и приоритетных рынках.
Обеспечение возможности осуществления розничной торговли на ярмарках. Подготовка документации в соответствии с действующим законодательством для функционирования ярмарок на территории Чернышковского муниципального района.
В отчетный период специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей проводился ежемесячный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями отделом экономики, развития предпринимательства и защиты прав потребителей проводится ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке, информация направляется в Комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
Созданы условия для развития перевозок пассажиров наземным транспортом.
Отделом сельского хозяйства и природопользования организована постоянная консультационная работа с организациями агропромышленного комплекса района по реконструкции и технологическому перевооружению действующих сельскохозяйственных производств.
В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.
На основе результатов выполнения мероприятий «дорожной карты» и итогов мониторинга состояния конкурентной среды будет осуществляться актуализация «дорожной карты».
Данная работа позволит выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
1. Распоряжение № 04-о от 13.01.2016 "О внедрении стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района (в ред. от 24.10.2016 №350-р);
2. Постановление от 24.10.2016 № 429 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района на 2016-2017 годы".