Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района волгоградской области»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.
3. Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
4. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
5. Исполнение мероприятий по содействию развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках .
Заключение.
Введение.
Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного Первым заместителем Председательства Правительства Российской Федерации И.И.Шуваловым ИШ-П13-2189 от 02.04.2014 (далее Стандарт).
Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.
Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.
К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:
- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;
- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;
- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;
- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.
Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 13.01.2016 №04 — р, в редакции от 28.01.2019 «О внедрении Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района» отдел экономики, развития предпринимательства и информациооных технологий определен уполномоченным органом по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
Коллегиальным органом по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района в соответствии с распоряжением является Консультативный Совет по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.
Первоначально приоритетным и социально значимым рынком определен рынок розничной торговли.
В целях расширения мониторинга ситуации на рынках, в части развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 24.10.2016 №350 –р «О внесении изменений в распоряжение администрации Чернышковского муниципального района от 13.01.2016 №04 –р «О внедрении стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района» расширены понятия приоритетных и социально значимых рынков.
В действующей редакции распоряжения приоритетным для содействия развитию конкуренции определен рынок сельскохозяйственной продукции, это решение принято в связи с тем, что Чернышковский район является традиционно сельскохозяйственным. В структуре оборота малого и среднего предпринимательства основная доля – 74,6% приходится на сельскохозяйственное производство.
Социально значимыми для содействия развитию конкуренции являются следующие рынки: рынок ЖКХ, рынок розничной торговли, рынок услуг перевозки пассажиров наземным транспортом. Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.
Администрацией Чернышковского муниципального района заключено соглашение о взаимодействии с Комитетом экономики Волгоградской области от 28 августа 2015 года. 21 мая 2018 года заключено дополнительное соглашение №2 между комитетом экономики и развития Волгоградской области и администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области по внедрению на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2018 году стандарта развития конкуренции.
Для систематизации мероприятий по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 11.01.2018 №07 Утвержден «План мероприятий (дорожная карта) по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района».
Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.
С 17 сентября 2018 по 17 ноября 2018 года на территории Чернышковского муниципального района проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. В соответствии с рекомендациями комитета экономики Волгоградской области проведено анкетирование субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг. В мониторинге приняли участие 14 потребителей товаров, работ и услуг и 11 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок сельскохозяйственного производства. Стабильное положение, по мнению участников опроса, и на рынке услуг ЖКХ, и перевозок наземным транспортом. Также в анкетах респонденты отметили полное отсутствие предприятий легкой промышленности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области. 8 из 14 опрошенных считают достаточным количество организаций, которые представляют розничную торговлю.
Принявшие участие в опросе субъекты малого и среднего предпринимательства отметили высокую конкуренцию на рынке сельскохозяйственного производства, назвали рост цен на ГСМ, запасные части составляющими трудностей для развития бизнеса. Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют (6 участников), и считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры(5 участников).
Результаты анкетирования будут учтены в работе Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.
В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе «Экономика района», «Развитие конкуренции» размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, а также будет размещен ежегодный Доклад по итогам 2018 года.
Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Малое предпринимательство
На территории Чернышковского муниципального района осуществляют свою деятельность 398 субъектов предпринимательства, в том числе 1 среднее, 7 малых предприятий и 19 микропредприятий, 371 индивидуальный предприниматель, что составляет 100,7 процента к аналогичному периоду 2017 года. Увеличение субъектов предпринимательства, в частности, индивидуальных предпринимателей связано со стабилизацией ситуации в экономике.
Средняя численность работающих в малых предприятиях составила 280 человек, в средних – 270, в микропредприятиях - 27 работающих.
За отчетный период товарооборот малых предприятий составил 361,0 млн. рублей, товарооборот средних предприятий – 1052,0 млн. рублей, товарооборот микропредприятий составил 70,2 млн. рублей.
Оборот индивидуальных предпринимателей составил 635,4 млн. рублей.
Потребительский рынок и сфера услуг
По состоянию на 1 января 2019 года в Чернышковском муниципальном районе работает 143 торговых предприятия. Структура розничной торговли представлена следующим образом: осуществляют торговую деятельность 105 магазинов и 38 объектов нестационарной торговой сети. С ассортиментом продовольственных товаров - 54 магазина, с ассортиментом непродовольственных товаров - 36, с универсальным ассортиментом работает 15 магазинов. В том числе на территории района осуществляют торговую деятельность следующие сетевые магазины: «Магнит», « Радеж», «Покупочка». В ноябре 2018 года открылся еще один сетевой магазин «Пятерочка» в р.п. Чернышковском.
Оборот розничной торговли в 2018 году составил 1079,7 млн. рублей, что составляет 69,4 тыс. рублей на душу населения.
В Чернышковском муниципальном районе оказывают услуги общественного питания 5 объектов. Структура предприятий общественного питания общедоступной сети на территории Чернышковского района представлена следующими объектами: кафе - 2, закусочные - 2, прочие объекты — 1. С общим количеством посадочных мест - 226.
Оборот услуг общественного питания по итогам 2018 года составил 9,8 млн. рублей, что составляет 104,0 процента к уровню аналогичного периода 2017 года.
В отчетный период в Чернышковском муниципальном районе работало 25 объектов бытового обслуживания. Объем оказанных бытовых услуг составил 16,4 млн. рублей. Расширился спектр услуг ногтевого сервиса, мастера оказывают услуги качественно и современно. Наибольшее количество предприятий в сфере бытовых услуг - это парикмахерские и услуги маникюра. Данным видом деятельности занимаются 13 предпринимателей.
В отчетный период осуществляла деятельность еженедельная Универсальная ярмарка Чернышковского городского поселения. Общей площадью 2940 кв.м., с общим количеством торговых мест – 150. Из них 40 торговых мест предоставляется товаропроизводителям, которые реализуют на ярмарке сельскохозяйственную продукцию.
Общая площадь торговых объектов Чернышковского района составляет 5650,0 кв.м. Обеспеченность площадью торговых объектов на 1 тысячу человек составила: 363,8 кв.м, что составляет 118,5 процента к нормативу, который составляет 306,5 кв.м.
Основными проблемами в сфере развития потребительского рынка на территории Чернышковского района является изменение в законодательство, в частности применение контрольно — кассовой техники, применение маркировки на сигареты и непродовольственные товары, увеличение выплат во внебюджетные фонды.
Жилищно -коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальная сфера Чернышковского муниципального района включает тепловое хозяйство, водопроводное хозяйство, жилищное хозяйство, газовое хозяйство.
В Чернышковском муниципальном районе системы централизованного водоснабжения имеются в 10 поселениях. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 196,9 км., 71 водозабор.
На территории района находятся 14 котельных, 9 из которых являются автономными. Эксплуатацией котельных занимаются 2 организации:
- МБУ «Коммунальное хозяйство» - 6 котельных;
- ООО «Коммунальщик» - 8 котельных.
Протяженность тепловых сетей в двутрубном исчислении составляет - 7,0 км.
Подготовка подведомственных администрации Чернышковского муниципального района объектов жилищно-коммунального хозяйства и социального назначения к работе в осенне-зимний период 2018/2019 годов проводится в соответствии с утвержденным графиком.
На территории Чернышковского городского поселения находится 18 многоквартирных жилых домов, собственники помещений которых выбрали и реализуют непосредственный способ управления.
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составил 100,1 процент.
Анализ ситуации в сфере ЖКХ на территории Чернышковского района показывает, что конкуренция в данной сфере развита слабо.
Основные проблемы – это изношенность теплотрасс и водопроводов, в связи с этим и вопросы к качеству оказываемых услуг.
Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом.
На территории Чернышковского муниципального района осуществляют деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом следующие индивидуальные предприниматели: Ахмедов У.Г, (маршрут Тормосин – Волгоград), Куковинец Ю.П. ( маршрут Нижнегнутов – Волгоград).
В 2018 году услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом на территории Чернышковского района продолжала оказывать транспортная кампания ООО «ОКГН» из г. Волгограда, осуществляющая перевозки пассажиров по маршруту «Чернышковский – Волгоград». Все перевозчики относятся к субъектам предпринимательской деятельности.
К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской». Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».
В данной сфере конкуренция достаточно развита. Основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.
Сельское хозяйство.
Главной точкой опоры для экономики района неизменно остается агропромышленный комплекс. В общем объеме производства он занимает 74,6 процентов.
За последние годы в агропромышленном комплексе района создан определенный производственный и технологический потенциал, который позволяет сельскохозяйственным производителям работать стабильно и развивать производство.
В непростых экономических условиях хозяйства используют все резервы для создания более устойчивой экономики своего производства. В целях дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы, освоения новых инновационных технологий и видов производства особое внимание руководители сельскохозяйственных организаций, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уделяют инвестиционным вложениям в развитие производства, а так же выполнению главных задач, поставленных перед агропромышленным комплексом района. Рост производства показывает правильность расстановки выбранных приоритетов.
На протяжении нескольких лет наш район входит в пятерку лучших районов области по валовому сбору и урожайности.
В 2018 году сельхозтоваропроизводителями района 215,12 тысяч тонн при средней урожайности - 23,3ц/га, в том числе по озимым - 25,4 ц/га. Хотя нужно отметить, что и в прошлом году с валовым сбором на уровне 278,31 тысяч тонн, наш район занял пятое место в Волгоградской области.
По предварительным данным общая посевная площадь под урожай 2019 года составит 103550 гектар. Осенью 2018 года хозяйствами района было посеяно озимой пшеницы 75360 гектар и озимого рыжика 4318 гектаров, весной предстоит посеять яровых зерновых 12206 гектар, технических 8300 гектар и кормовых культур на площади 1100 гектар.
В период 2015-2018 в хозяйственный оборот введено 2272 гектар ранее не используемой пашни. Площадь неиспользуемых земель равна 171 гектар, что составляет менее 1% от общего объема пашни.
В животноводческой отрасли района основной упор делается на развитие животноводства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, так называемых малых формах хозяйствования. Для этого в районе реализуются программы «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм». В 2018 году ИП главой К(Ф)Х Ахмедовым М.М. получен грант на развитие хозяйства молочного направления в размере 2 млн. 900 тыс. рублей
В целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 8759 голов крупного рогатого скота (из них 4695 коров), 4817 голов свиней, 10621 голов овец и коз. К аналогичному периоду прошлого года незначительно сократилось поголовье крупного рогатого скота, снижение составило 2 %, в то время как поголовье коров выросло на 1,2%, а поголовье свиней сократилось 4% , а овец и коз увеличилось на на 5%.
По итогам девяти месяцев 2018 года в районе реализовано скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств 2569 тонн (107,2% к 2017 году), произведено 13615 тонн молока (97,8% к 2017 году). За реализованное молоко, за аналогичный период, производителям выплачено 131,5 млн. рублей.
Мы должны производить животноводческую продукцию не только потому, что именно эта отрасль дает гарантированный результат. Животноводство сохраняет сам образ жизни села – круглогодичную занятость населения, реальные перспективы развития, в конечном итоге улучшение уровня жизни.
Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за последние три года показывает существенный рост. За 9 месяцев 2018 года среднемесячная заработная плата на предприятиях составила 26722 рубля, а это 109 процентов к аналогичному периоду 2017 года.
По итогам 9 месяцев 2018 года обеспечен рост производства и укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, приобретено 78 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 233 млн 720 тысяч рублей. Всего же за 4 года с 2015 по 2018 год хозяйствами района приобретено 156 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 574 млн 443 тысячи рублей.
В 2018 году по соглашениям, заключенным с комитетом сельского хозяйства Волгоградской области, общий объем финансирования на поддержку сельского хозяйства из бюджетов всех уровней составил 29 млн. 652 тысяч рублей.
Главными проблемами в результатах анкетирования сельхозтоваропроизводители Чернышковского района назвали высокие цены на ГСМ и запасные части к сельскохозяйственной технике, отсутствие перерабатывающих предприятий, устойчивого рынка сбыта, ужесточение условий по предоставлению субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства.
Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.
За отчетный период заключено 13 соглашений с наиболее активными представителями предпринимательского сообщества.
Проведено 8 обучающих семинаров для заказчиков Чернышковского муниципального района.
В 2018 году в результате проведения конкурентных процедур для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чернышковского муниципального района Волгоградской области у субъектов малого и среднего предпринимательства было заключено контрактов в объеме 15% от совокупного годового объема закупок.
В 2018 году проведено 4 заседания Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района. На повестке дня рассматривались важные вопросы деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, результаты мониторинга конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Чернышковском муниципальном районе, о законности проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, об изменении в законодательство по применению ККТ, в том числе при реализации алкогольной продукции о применении электронной системы ГИС «Меркурий» о программе обучения «Бизнес — класс».
В прошедшем году проходили выездные семинары общественной организации «Дело». 14 марта 2018 года в администрации Чернышковского муниципального района проходил семинар с субъектами предпрнимательской деятельности «Успешное дело — залог социальной стабильности региона», 2 ноября 2018 года проходил семинар социального проекта «Начинающие предприниматели — правовая поддержка, просвещение и наставничество
Проведены мероприятия по повышению информированности субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.
Регулярно специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий администрации Чернышковского муниципального района в рамках организованного Консультационного центра поддержки предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района проводится адресное консультирование субъектов предпринимательской деятельности по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. (Применение ККТ, декларирование алкогольной продукции, соблюдение санитарного законодательства и правил продажи отдельных видов товаров, о предоставлении кредитов и другие вопросы интересующие предпринимателей).
Распоряжением от 29.08.2018 № 266 — р, утвержден План мероприятий по оказанию мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпрнимательства на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.
Исполнение мероприятий по содействию развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках.
Обеспечение возможности осуществления розничной торговли на ярмарках. Подготовка документации в соответствии с действующим законодательством для функционирования ярмарок на территории Чернышковского муниципального района.
В отчетный период специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводился ежемесячный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями отделом экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводится ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке, информация направляется в Комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
Созданы условия для развития перевозок пассажиров наземным транспортом.
Отделом сельского хозяйства и природопользования организована постоянная консультационная работа с организациями агропромышленного комплекса района по реконструкции и технологическому перевооружению действующих сельскохозяйственных производств.
В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.
Данная работа позволет выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
1. Распоряжение № 04-р от 13.01.2016 "О внедрении стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района (в ред. от 24.10.2016 №350-р);
2. Постановление от 11.01.2018 № 07 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района на 2018-2020 годы".