Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Прогноз социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Приложение

к постановлению

администрации Чернышковского

муниципального района

от 29.09.2017 №358

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕРНЫШКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2019 И 2020 ГОДОВ

№ п/п

Содержание

Стр.

 

Введение

2

1.

Демографические показатели

3

2.

Производство товаров и услуг

4

2.1

Производство валового внутреннего продукта

4

2.2.

Развитие промышленного комплекса

5

2.3.

Развитие сельского хозяйства

5

2.4.

Обеспечение услугами транспорта и связи

9

2.5.

Развитие строительного комплекса

11

3.

Потребительский рынок

13

4.

Малое и среднее предпринимательство

16

5.

Инвестиционная деятельность

17

6.

Денежные доходы и расходы населения

19

7.

Развитие рынка труда и занятости населения

21

8.

Развитие социальной сферы

22

8.1.

Образование

22

8.2.

Здравоохранение

23

8.3.

Культура

24

8.4.

Молодежная политика, физическая культура и спорт

24

Введение

Прогноз социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее – прогноз) разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», Решением Чернышковской районной Думы от 01.10.2015 № 39/7 «Об утверждении положения «О бюджетном процессе в Чернышковском муниципальном районе», постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 25.01.2016 №31 «Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период», постановлением администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области от 15.09.2016 № 372 «Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта бюджета Чернышковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период»,

Прогнозные показатели социально-экономического развития муниципального образования отражают влияние секторов экономики на социальные и экономические процессы, а также уровень жизни населения, его занятость и показывают в целом развитие на территории муниципального образования промышленности, сельского хозяйства, производства потребительских товаров, инвестиций, малого предпринимательства, финансовой политики, денежных доходов и расходов населения, платных услуг, товарооборота, трудовых ресурсов и т.д.

Основные направления прогноза включают в себя и предопределяют действия по выполнению мероприятий:

- создание условий для роста объема производства в реальном секторе экономики (сельское хозяйство, строительство, промышленность и т.д.);

- обеспечение социальной защиты и занятости населения;

- рационализации бюджетных расходов.

При разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования предусматривается решение основных задач:

- обеспечение взаимодействия федеральных, областных и местных органов власти, направленных на увеличение налогооблагаемой базы и увеличение поступлений средств в бюджетную систему;

- работа с предприятиями реального сектора экономики;

- активизация инвестиционной деятельности;

- проведение социальной политики, направленной на обеспечение доступности и улучшения качества важнейших социальных благ, максимальная защита социально уязвимых граждан; своевременная выплата заработной платы работникам;

- обеспечение соблюдения законности, правопорядка и общественной безопасности.

Выполнение поставленных задач позволит обеспечить позитивное развитие в отраслях экономики и повышение благосостояния жителей.

Исходными данными для разработки основных показателей прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов являются отчетные данные предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, сценарные условия социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации, паспорт социально-экономического развития Чернышковского муниципального района.

Показатели прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены по двум вариантам: базовый (вариант 1) и целевой (вариант 2).

Базовые показатели прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов являются основными для разработки консолидированного бюджета Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, представлены в приложении (прилагается).

1. Демографические показатели

Укрепление здоровья населения, снижение уровня смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков - все вышеперечисленное влияет на укрепление положительных результатов в демографическом развитии района.

Прогноз численности постоянного населения Чернышковского муниципального района на 2019-2020 годы и оценка 2018 года осуществлялся на основании уравнения демографического баланса, исходя из оценки числа родившихся, умерших и миграционного потока населения на каждый год. При оценке каждого показателя рассматривалась его динамика в последние годы, кроме того, учитывались факторы, которые могут существенно повлиять на него в прогнозном периоде.

Демографическая обстановка в Чернышковском муниципальном районе продолжает оставаться сложной. Смертность превышает рождаемость. Сохраняется естественная убыль населения.

Среднегодовая численность постоянного населения за 2016 год составила 15847 человек и по сравнению с предыдущим годом сократилась на 230 человека, или на 1,43 процентов.

Число родившихся в 2016 году составило 181 человека и сократилось на 6,7 процентов к 2015году. Число умерших в отчетном году составило 212 человек и по сравнению с прошлым годом, в котором число умерших составило 250 чел. уменьшилось на 15,2 процентов. Общий коэффициент естественной убыли населения в 2016 году на 1000 человек населения снизился и составил 2 (в 2015 году - 3,51).

Отрицательное влияние на изменение численности населения в настоящее время в Чернышковском районе оказывает и миграционная убыль.

Так в 2016 году миграционная убыль населения составила 155 человек и по сравнению с 2015 годом сократилась на 62 человека.

По оценке в 2017 году среднегодовая численность постоянного населения Чернышковского муниципального района сократится по сравнению с 2016 годом на 0,8 процента и составит 15716 человек. Коэффициент естественной убыли сократится по сравнению с 2016 годом с 2,0 до 1,3 промилле. Снижение естественной убыли населения обусловлено увеличением коэффициента рождаемости с 11,4 до 12,3 промилле при одновременном росте коэффициента смертности с 13,4 до 13,6 промилле.

В прогнозируемом периоде на динамику смертности окажет влияние изменение возрастной структуры населения, прежде всего, процесс старения населения, а также высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, в основном от внешних причин смерти.

В прогнозируемом периоде сохранится отрицательная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться.

2. Производство товаров и услуг

2.1. Производство валового внутреннего продукта

В 2016 году валовой внутренний продукт (далее именуется – ВВП) составил 4841,26 млн. рублей, что выше на 27,1 процентов уровня 2015 года в сопоставимых ценах. По оценке 2017 года объем ВВП сократится до 4480,52 млн. рублей, что составит 88,8 процентов к уровню 2016 г. в сопоставимых ценах.

В 2018 году объем ВВП прогнозируется на уровне 4428,25 млн. рублей (на душу населения – 284,1 тыс. рублей). Индекс физического объема валового внутреннего продукта в 2018 году составит 95,0% к уровню 2017 года.

Основная часть валового внутреннего продукта создается в реальном секторе экономики: промышленном производстве, строительстве, на транспорте и связи, в оптовой и розничной торговле и сельском хозяйстве.

При прогнозировании темпов роста ВВП на 2019-2020 годы учитывался прогнозируемый рост показателей результатов деятельности по важнейшим отраслям экономики, а также тенденции изменения структуры ВВП.

2.2. Развитие промышленного комплекса

Промышленное производство на территории Чернышковского муниципального района слабо выражено. В структуре валового производства основных отраслей на долю промышленности приходится 1,3% продукции.

За 2016 год объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (с учетом досчета по индивидуальным предпринимателям) составил 64,3 млн. рублей, увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 13,1 млн. рублей или на 125,6 %.

Обрабатывающие производства:

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по обрабатывающим производствам увеличился на 43,2% и составил 31,2 млн. руб. Рост в обрабатывающем производстве связан с увеличением объемов выпуска и продажи продукции ИП Бородиным В.В. на 81,0%.

Выпуск пищевой продукции в общем объеме обрабатывающего производства составил 96,8%. Крупными производителями являются ИП Бородин В.В., ИП Хорват В. В. и ИП Голубева Е.А. Данные предприниматели развиваются, сохраняя объем производства продукции.

Издательская и полиграфическая деятельность представлена МУП «Редакция газеты «Спутник» с объемом отгруженной продукции в 2016 году 836,0 тыс. руб, что на 51,3 % меньше уровня 2015 года. Прогнозируется увеличение объемов производства к 2020 году на 47,1% к уровню 2016 года, в основном за счет увеличения числа подписчиков, а также за счет расширения площади для публикации рекламы.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром» увеличился на 12,6% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 33,1 млн. рублей. Увеличение обусловлено передачей объектов водоснабжения поселениями района на обслуживание в МБУ «Коммунальное хозяйство».

На предприятиях планируется увеличение объемов отгрузки товаров собственного производства к 2020 году по базовому варианту на 125,5% к уровню 2016 года, по целевому варианту на 127,4% к уровню 2016 года, за счет роста тарифов на услуги, а также увеличения числа абонентов. Данную деятельность ведут такие организации, как МБУ «Коммунальное хозяйство», МБУ «Басакинское» и ООО «Коммунальщик».

2.3. Развитие сельского хозяйства

Приоритетным направлением развития Чернышковского муниципального района является развитие сельского хозяйства, его доля в валовом внутреннем продукте составляет 77,2 процентов.

Основные направления развития и бюджетная поддержка отрасли осуществляются в соответствии с мероприятиями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.

В настоящее время производством сельскохозяйственной продукции в районе заняты 7 сельскохозяйственных организаций, 78 крестьянско-фермерских хозяйств, 4224 личных подсобных хозяйства.

Крупными бюджетообразующими предприятиями Чернышковского муниципального района являются:

- ООО «Прогресс» с общей площадью сельскохозяйственных угодий 33,648 тыс. га, что составляет 14,1 процент от общей площади сельскохозяйственных угодий и валовым сбором зерновых в 2016 году 51,8 тыс. тонн. Среднегодовая численность работников, занятых на производстве составляет 219 человек;

- ООО «Волжский Ударник» с общей площадью сельскохозяйственных угодий 33,2 тыс. га, что составляет 13,1 процент от общей площади сельскохозяйственных угодий и валовым сбором зерновых в 2016 году 38,6 тыс. тонн. Среднегодовая численность работников, занятых на производстве составляет 203 человека.

Деятельность по хранению и складированию зерна осуществляет на территории Чернышковского муниципального района ПАО «Чернышковский элеватор» с общим объемом хранения зерна 89000 тонн. Мощность по приемке зерна автотранспортом - 1800 тонн/сутки и отгрузке ж/д транспортом - 980 тонн/сутки. Средняя численность работников предприятия составляет 65 человек со среднемесячной заработной платой 17813,6 рублей.

Площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 238552 га, в том числе площадь продуктивной пашни – 161173 га, пастбища – 71425 га, сенокосы – 5950 га.

Важнейшей составляющей АПК района является растениеводство. Его доля в общем объеме реализованной продукции находится на уровне 63,2 процентов. Наиболее рентабельным направлением растениеводства является выращивание зерновых, чем и занимается подавляющее большинство хозяйств и организаций.

Валовой сбор составил 242,9 тыс.тонн (в 2015 году – 128,7 тыс. тонн ), что на 188,7 процентов больше к уровню 2015 года, что позволило занять третье место в Волгоградской области по валовому сбору. Средняя урожайность по району 26 ц/га, в т.ч. по озимым 28 ц/га.

За 2016 год хозяйствами всех категорий получено 3736,8 млн. рублей валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах. В том числе 2829,6 млн. рублей продукции растениеводства и 907,2 млн. рублей продукции животноводства. Индекс производства продукции сельского хозяйства к 2015 году составил 146,91%, индекс производства растениеводства – 164,31%, животноводства -106,59%.

Оценка объема производства продукции сельского хозяйства в 2017 году составляет 3293,58 млн. рублей, индекс производства продукции в процентах к предыдущему году – 84,75; в прогнозном 2018 году объем производства сельского хозяйства оценивается по 1 варианту — 3149,11 млн. рублей, по 2 варианту — 3350,0 млн. рублей; в 2019 году: по 1 варианту – 3329,0 млн. рублей, по 2 варианту – 3500,0 млн. рублей; в 2020 году: по 1 варианту – 3522,9 млн. рублей, по 2 варианту – 3690,0 млн. рублей. Индекс производства продукции в 2018 году: 1 вариант – 90,46%, 2 вариант – 96,41%; в 2019 году: 1 вариант – 102,34%, 2 вариант – 101,05%; в 2020: 1 вариант — 102,55%, 2 вариант – 101,77%.

Животноводством в районе занимаются: колхоз им. 19 Партсъезда, 6 крестьянско-фермерских хозяйств и личные подсобные хозяйства.

В целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 9180 голов крупного рогатого скота, из них 5079 коров к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 2,1 %, 3608 голов свиней, что меньше на 12,0%, чем в 2015 г., 9783 голов овец и коз, что меньше на 3,0% , чем в 2015 г.

В 2016г. всеми категориями хозяйств произведено 18,8 тыс. тонн молока (101,9% к уровню 2015г.), реализовано на убой скота и птицы в живой массе 3,1 тыс. тонн (89,5%).

По итогам 2016г. за реализованное молоко производителям выплачено – 115,1 млн. рублей, что на 11,0 млн.руб. больше, чем в 2015 г.

Производство молока в 2017 году планируется на уровне 102,6 процентов к уровню 2016 года. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) – 101,4%.

В рамках реализации целевых программ сельхозтоваропроизводителям района выплачены из средств федерального и областного бюджетов субсидии в сумме 60 277,516 тыс. рублей (100,4 процентов к 2015г.), в том числе:

- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства – 52 186,118 тыс.рублей;

- субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока – 974,446 тыс. рублей;

- субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства – 312,821 тыс.рублей;

- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства – 675,209 тыс. рублей;

- субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования – 208,922 тыс.рублей;

- гранты на поддержку начинающих фермеров – 1 000,0 тыс.рублей;

- гранты на развитие семейных животноводческих форм – 4 200,0 тыс. рублей;

- реализация мероприятий в рамках устойчивого развития сельских территорий – 720,0 тыс.рублей.

В 2017 году продолжается реализация целевых программ. За первое полугодие сельхозтоваропроизводителям выплачено субсидии на сумму 19,6 млн. рублей.

Под урожай 2016 года было посеяно озимых культур 74,89 тыс.га. Весной 2016 года, из-за града ООО «Волжский Ударник» пришлось списать 1,56 тыс. га озимой пшеницы. Озимая пшеница - это основная культура и благодаря тому, что за первые два квартала 2016 г. выпало 229 мм осадков при норме 181 мм, был создан большой задел для хорошего урожая, что в значительной степени повлияло на конечный объем валового производства в лучшую сторону.

Яровых зерновых и зернобобовых было посеяно 17,82 тыс.га. Общая посевная площадь зерновых и зернобобовых культур составила 92,7 тыс.га. Валовой сбор составил 242,8 тыс.тонн, что на 186,8 % больше к уровню 2015 года, что позволило занять третье место в Волгоградской области по валовому сбору. Средняя урожайность по району 26 ц/га, в т.ч. по озимым 28 ц/га.

Посевная площадь технических культур составила 19,3 тыс.га, что меньше на 4 тыс.га к прошлому году, но валовой сбор составил 17,04 тыс.тонн, что выше уровня 2015 года на 21% средняя урожайность 8,9 ц/га. Урожайность подсолнечника 27,44 ц/га, это связано с повышением культуры земледелия, с приобретениями высокопродуктивных семян и выпавшими осадками в мае и июле месяцах .

Посевная площадь под урожай 2017 года составила 114,6 тыс.га, в т.ч. посеяно озимой 78,074тыс.га и озимого рыжика 3,163 тыс.га, яровых зерновых 19,1 тыс.га, технических 15,6 тыс.га, площадь чистых паров 45,1тыс.га. Подготовлено зяби 59 тыс.га, в т.ч. паров 45 тыс.га.

Обеспеченность семенами сева яровых культур 2016 года составляет, по данным Россельхозцентра, 86,0%.

Введено в хозяйственный оборот ранее неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения - 1264,1 га, осталось ввести в оборот 1022,8 га.

В целях увеличения урожайности и качества зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями Чернышковского района в текущем году большое значение имело своевременное применение азотной подкормки, в том числе дозы дробного внесения, защита зерновых колосовых культур от сорной растительности, вредителей и болезней.

В нынешнюю уборочную страду аграриям Чернышковского муниципального района предстоит убрать 95075 гектаров зерновых колосовых и зернобобовых культур, в том числе озимой пшеницы 79465 га, ярового ячменя – 8198 га, яровой пшеницы-2723 га, просо-3626 га, сорго-709 га, нут-319 га. А так же технических культур 8270 га., из них 2789 га подсолнечника, 2828 га озимого рыжика, 2740 га сафлора, 205 га расторопши и др. Итого уборочная площадь по району составила 107067 га. Уборочная площадь в КФХ и индивидуальных предпринимателей составила 40904 га или 38,3 % от обще уборочной площади района в том числе озимой пшеницы 33856 га. Самые большие площади уборки зерновых предстоит убрать в хозяйствах: ООО «Волжский Ударник» - 19887 га, ООО «Прогресс» - 19771 гектар, «Цимлянское» -15197 га, Колхоз 19 партсъезда - 4004 га. Первым предстоит убрать озимый рыжик на площади 2828 га.

Подготовлено чистого пара 54,3 тыс.га. Скошено естественных и сеянных трав на сено 3,8 тыс.га, заготовлено грубых кормов 4,7 тыс.тонн.

В 2016 году сельхозтоваропроизводителями нашего района приобретено техники на общую сумму 114,9 млн.рублей, в том числе:

- комбайнов 16 единиц на сумму 87,4 млн. рублей,

- тракторов было закуплено 7 единиц на сумму 21,0 млн. рублей,

- сельскохозяйственного оборудования на сумму 6,5 млн.рублей.

2.4. Обеспечение услугами транспорта и связи

Развитие экономики невозможно без создания транспортной инфраструктуры. Чернышковский муниципальный район занимает выгодное географическое положение для обеспечения связей между Волгоградской и Ростовской областями и представляет собой транзитный регион, через который проходят важные железнодорожные и автомобильные маршруты.

Автомобильные дороги являются одним из важнейших факторов развития экономики района и отражением уровня его социальной ориентированности. В настоящее время общая протяженность дорог общего пользования на территории Чернышковского муниципального района составляет 621,4 километра, в том числе автодорог федерального значения – 35,2 километра (5,7 процентов), дорог регионального значения – 249,5 километра (40,2 процента). Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2016 году составил 58,4 %.

Строительство и эксплуатацию автомобильных дорог на территории муниципального образования осуществляет филиал областного государственного унитарного предприятия "ВОЛГОГРАДАВТОДОР" Чернышковское дорожное ремонтно-строительное управление. Численность работников предприятия составляет 64 человека. Средняя заработная плата 19751,0 рублей.

Объем средств направленных в 2016 году на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования составил 6421,3 тыс. рублей.

За счет средств дорожного фонда в ряде сельских поселений произведен ремонт дорог:

В Алешкинском поселении произведено щебенение дороги протяженностью 300 м. на сумму 214,0 тыс.рублей;

В Басакинском сельском поселении проведен ямочный ремонт и укрепление дорожного покрытия улиц общая сумма затрат составила 1021,3 тыс.рублей;

Администрацией Большетерновского поселения произведен ямочный ремонт дорог по ул. им Г.Ф. Горбункова, Подгорная, Центральная, Речная на общую сумму 393,8 тыс. рублей;

В Верхнегнутовском сельском поселении осуществлен ремонт 158 м. асфальтированной дороги по ул. Восточной на сумму 450,0 тыс.рублей;

В Ёлкинского сельского поселения производился ремонт щебеночного основания дорог в х. Ёлкино и подъездной дороги к х. Красный Богданов сумма затрат составила 316,4 тыс. рублей;

В Красноярском сельском поселении по договору от 15.12.2016 № 19 с ПК «Горняк» приобретен щебень на сумму 112,7 тыс.рублей для щебенение дорог п.Красноярский;

Администрацией Нижнегнутовского сельского поселения за счет средств дорожного фонда осуществлено щебенение грунтовых дорог (1369 кв.м.) и ямочный ремонт (10,1 км.) на общую сумму 269,3 тыс.рублей;

В Пристеновском сельском поселении произведено щебенение ул. Центральной (х.Водяновски) и ул.Центральной (х.Пристеновский), а также приобретены и уложены плиты по ул.Садовой (х.Водяновский) на сумму 429,4;

Администрация Сизовского сельского поселения произвела щебенение дороги на общую сумму 1140,84 тыс. рублей;

Администрацией Тормосиновского сельского поселения произведено щебенение дороги по улицам Октябрьская, 2-я Гвардейская, Т-Скоробогатовой на сумму 1600,3 тыс. рублей;

Администрацией Чернышковского городского поселения, в рамках муниципального контракта от 23.05.2016 c ГБУ ВО «Волгоградавтодор», осуществлен ямочный ремонт дорог на сумму 473,3 тыс. рублей по улицам Больничная, Цимлянская, Красногвардейская, Советская, Восточная, Мира, Техническая, Первомайская, Луговая, Пролетарская, Юбилейная и пер. Школьный.

К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х. Морской». Все сельские поселения Чернышковского муниципального района обеспечены рейсовыми транспортными средствами.

Основной задачей развития пассажирского автомобильного транспорта района остается повышение доступности и качества предоставляемых транспортных услуг для населения.

Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».

Силами учреждения перевезено 770 пассажиров. Пассажирооборот составил 44,1 тыс. пасс./км.

Из бюджета Чернышковского муниципального района на транспортное обслуживание населения израсходовано 646,45 тыс.рублей. Выручка от продажи билетов составила 73,3 тыс.рублей.

В прогнозируемом периоде 2018-2020г.г. пассажирооборот, предположительно, останется на уровне 2016 года.

На территории Чернышковского района основным поставщиком услуг местной, междугородной телефонной связи, а также документальной связи, в т.ч. Интернет и других видов услуг является «Волгоградэлектросвязь», региональный филиал ОАО «Ростелеком». В 2018 - 2020 годах на телекоммуникационном рынке ОАО «Ростелеком» останется основным поставщиком услуг связи, в том числе Интернет.

Прогнозируется увеличение объема отдельных услуг связи к уровню 2016 года, в том числе имеющих выход в сеть Интернет, в связи с увеличением количества поставщиков услуг связи (4 Интернет провайдеров). Объем услуг связи «ОАО Ростелеком» за 2016 год составил 8,94 млн. руб., по оценке за 2017 год объем услуг составит – 9,43 млн.руб. и к 2020году достигнет 11,07 млн.руб..

В Чернышковском муниципальном районе активно внедряются новейшие технологии, влияющие на улучшение качества жизни населения.

В рамках федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» на территории Чернышковского муниципального района осуществляется прокладка волоконно-оптической линии связи, что повлияет на качество предоставляемых услуг.

Кроме этого, услуги сотовой радиотелефонной связи, а также предоставление доступа в сеть Интернет оказывают следующие компании: ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (Билайн), ПАО "МТС", ООО "Т2 Мобайл".

Основой тарифной политикой компаний, осуществляющих свою деятельность на телекоммуникационном рынке Чернышковского района, остаются доступные цены, прозрачные тарифы, широкий спектр услуг, не требующих дополнительной оплаты.

В настоящее время услуги почтовой связи в Чернышковском муниципальном районе оказывает ОПС Чернышковский-2 Суровикинского почтамта. В Чернышковском районе работает только отделение. На рынке услуг почтовой связи представлены все основные их виды - услуги по пересылке письменной корреспонденции, посылок, отправлений курьерской и экспресс - почты, осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуги по доставке и выплате пенсий и пособий, распространению периодических печатных изданий и т.д. Внедрены новые услуги: прием ускоренных переводов «форсаж», которые обеспечивают доставку перевода в течение двух часов; прием ценных и заказных писем и бандеролей 1 класса, что ускоряет процесс доставки почтовых отправлений.

2.5. Развитие строительного комплекса

В экономике Чернышковского района строительство занимает особое место, создающей и организующей материально-техническую базу для жизнедеятельности. В силу этого, строительство является локомотивом социально-экономического развития сопряженных отраслей и сфер деятельности.

Строительная деятельность на территории Чернышковского муниципального района представлена компанией ООО «Агрострой» с общим объемом реализации товаров, работ и услуг за первое полугодие 2017 года 27,6 млн. рублей. Среднесписочная численность работников предприятия в 2016 году составила 28 человек, средняя заработная плата 18561,6 рублей.

В 2016 году объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил 32,4 млн. рублей или 106,3 процентов в сопоставимых ценах от уровня 2015 года.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в 2016 г. составила 20,1 кв. метров.

В 2016 году введены в эксплуатацию путем инвентаризации органами БТИ 2 индивидуальных жилых дома и 10 пристроек, общей площадью 543,8 кв. метров.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года ввод в эксплуатацию жилья по району составил 51,9 процентов.

По Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» - 3 ветерана Великой Отечественной войны, вдовы ветеранов Великой отечественной войны получили социальную выплату в размере 1119,6 тыс.рублей на приобретение или строительство жилых помещений.

По Федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальную выплату получила 1 семья на сумму 1094,65 тыс. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 766,3 тыс.рублей, областного бюджета – 328,4 тыс. рублей.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» в 2016 году 1 семья из 4 человек получила свидетельство на приобретение жилья.

В 2016 году предоставлено 10 земельных участков для строительства общей площадью 0,95 га.

Для индивидуального жилищного строительства предоставлено 6 земельных участка общей площадью 0,71 га.

Экономический анализ структуры и тенденций объемов работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вводу жилых домов за отчетный и оценочный периоды позволяет прогнозировать указанные показатели на следующие годы:

 

1 вариант

2 вариант

2018 год

35,56 млн. руб.

35,63 млн.руб.

 

2000 кв.метров

2000 кв.метров

2019 год

37,34 млн.руб.

37,45 млн.руб.

 

2000 кв.метров

2000 кв.метров

2020 год

39,13 млн.руб.

39,28 млн.руб.

 

2000 кв.метров

2000 кв.метров

В 2016 году продолжалась реализация федеральной программы газификации Волгоградской области.

Введена в эксплуатацию ГРС «Верхнегнутов» в х.Верхнегнутов, в предусмотренной нагрузке газификация более 20 населенных пунктов Чернышковского муниципального района. Сельскими жителями восьми хуторов и поселков с общим количеством домовладений 1518 подлежащих газификации, согласно план-графика синхронизации, затрачено на подготовку домовладений к приему газа более 20,0 млн. рублей.

В населенные пункты: х.Верхнегнутов, п. Басакин, х.Сизов и х.Ёлкино с общей протяженностью сетей 97,4 км., в том числе 66,8 км. внутрипоселковых сетей, при пуске ГРС «Верхнегнутов», голубое топливо пришло в 268 домовладений.

Завершена работа по оформлению права собственности на объекты газораспределительной инфраструктуры и права собственности на земельные участи по данным объектам. Общее количество оформленных газовых сетей 196,6 км.

На реализацию программы газификации по Чернышковскому муниципальному району за 2016 год освоено 6,4 млн. рублей, в том числе 171,0 тыс. рублей средства бюджета Чернышковского муниципального района.

С целью размещения групп дошкольного образования подготовлена проектно-сметная документация по объектам МКОУ «Волоцкая СШ» и МКОУ «Верхнегнутовская СШ», с последующим выполнением капитального ремонта помещений МКОУ «Волоцкая СШ», в которых разместилась группа из 16 детей дошкольного возраста, стоимость затрат составила 1,7 млн. рублей.

Выполнен капитальный ремонт санузлов помещений общеобразовательных учреждений МКОУ «Чернышковская СШ №1» и МКОУ «Тормосиновская СШ».

Выполнен капитальный ремонт помещений здания интерната МКОУ «Басакинская СШ» и МКОУ «Елкинская СШ». Капитальный ремонт в 2016 году выполнен в 15 социальных учреждений, в том числе установлено 154 оконных блока в отремонтированных помещениях.

Общая стоимость затрат по выполнению капитального ремонта социальных объектов за отчетный период составила 11,5 млн. рублей бюджетных средств.

В 2017 год на проведение капитального ремонта (технического перевооружения) планируется израсходовать 10 266,6 тыс. рублей, за счет средств муниципального бюджета.

3. Потребительский рынок

Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом.

Развитие секторов потребительского рынка в среднесрочной перспективе предусматривается в целом умеренными темпами.

Для удовлетворения потребностей жителей Чернышковского района продолжится развитие потребительского рынка путем привлечения торговых организаций и индивидуальных предпринимателей для создания конкурентоспособного рынка товаров и услуг, насыщение его качественными товарами. Особое внимание уделяется продвижению на потребительском рынке товаров местных товаропроизводителей, таких как продукция кондитерских цехов, хлебопекарен, грибная продукция.

По состоянию на 1 января 2017 года в Чернышковском муниципальном районе работает 143 единицы торговых предприятий. Из них 103 магазина и 40 объектов мелкорозничной сети.

Оборот розничной торговли в 2016 году составил 987,8 млн. рублей, что составляет 62,7 тыс. рублей на душу населения.

На 01.01.2017 в Чернышковском муниципальном районе оказывали услуги общественного питания 7 объектов. Оборот услуг общественного питания в 2016 году составил 10,0 млн. рублей.

В отчетный период в Чернышковском муниципальном районе работало 19 объектов бытового обслуживания, что к уровню 2016 года составляет 79,2 процента. Объем оказанных бытовых услуг составил 13,8 млн. руб.

Осуществляла деятельность Универсальная ярмарка Чернышковского городского поселения на 150 торговых мест.

Обеспеченность площадью торговых объектов по состоянию на 01.01.2017 года на 1 тысячу человек составила: 319, кв.м, в том числе по продаже продовольственных товаров – 95,0 кв.м., по продаже непродовольственных товаров - 224,0 кв.м.

Ожидается, что в 2017 году оборот розничной торговли в действующих ценах составит 1064,88 млн. рублей, что составит 103,56 процентов к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.

Оборот общественного питания в 2017 году ожидается 10,78 млн. рублей, что составит 103,96 процентов к объемам 2016 года. Количество объектов общественного питания составит 7 единиц.

В 2018 году оборот розничной торговли в базовом варианте прогнозируется в объёме 1150,63 млн. рублей, что на 103,9 процента увеличится к уровню прошлого года, в целевом – в размере 1169,1 млн. руб., что составляет 103,5 % к уровню предыдущего года.

Оборот общественного питания в 2018 году прогнозируется в базовом периоде в объёме 11,7 млн. рублей, что составит 104,16 процента к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, в целевом - 12,0 млн. руб. что составляет 104,3 % к уровню предыдущего года. Количество объектов общественного питания увеличится за счет открытия объекта общественного питания в р.п. Чернышковском.

В 2019 году оборот розничной торговли составит 1250 млн. рублей в расчете показателей базового варианта, что на 104,4 процента в сопоставимых ценах выше по сравнению с 2018 годом, в целевом варианте оборот розничной торговли составит1306,2 млн. рублей, что на 104,5 % выше по сравнению с 2018 годом.

Оборот общественного питания в 2019 году в расчетах базового варианта составит 12,7 млн. рублей, что на 104,3 процента в сопоставимых ценах выше по сравнению с 2018 годом, оборот общественного питания в расчетах целевого варианта составит 13.млн.рублей, что на 104,5 % выше к уровню 2018 года

В 2020 году прогнозируемый товарооборот достигнет 1360,5 млн. рублей и возрастет на 104,4 процента к 2019 году в сопоставимых ценах в расчетах базового периода. Данные показатели прогнозируются за счет увеличения количества магазинов. Прогнозируемый товарооборот в расчетах целевого варианта достигнет 1415,0 млн.рублей, что составляет 104,5 % к уровню 2019 года.

Оборот общественного питания в 2020 году составит 13,8 млн. рублей и возрастет на 104,4 процента в действующих ценах к 2019 году в базовом варианте. В расчетах целевого варианта оборот общественного питания составит 14,0 млн. руб. и возрастет на 104,6 % к уровню 2019 года.

В 2016 году населению района оказано платных услуг на 149,2 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом объем платных услуг в сопоставимых ценах составил 99,3 процента.

В структуре платных услуг в районе преобладающими остаются 4 основных вида платных услуг, на долю которых приходится 88,9 процентов. К ним относятся коммунальные 46,2 процента, услуги связи 21,0 процент, транспортные – 14,1 процента и бытовые 7,6 процентов.

Объем бытовых услуг за 2016 год составил 13,8 млн. рублей, что составило 87% к уровню 2015 года.

Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг занимают услуги парикмахерской сферы - 20,5 процента, 18,8 процентов занимают услуги по индивидуальному пошиву швейных изделий, 18,3 процента - услуги по ремонту автомобилей, 12,2 процента – услуги по изготовлению и ремонту мебели, 11,2 процента- ритуальные услуги.

На начало 2017 года в районе функционировал 21 объекта бытового обслуживания, в сфере бытовых услуг занято 36 человек. Снижение объема бытовых услуг связано с уменьшением количества объектов бытового обслуживания и расширением видов услуг.

По оценке в 2017 году населению района будет оказано платных услуг на сумму 180,5 млн. рублей или 104,2 процента в сопоставимых ценах по сравнению с 2016 годом.

Объем бытовых услуг населению составит 14,5 млн. рублей и составит 104 процента в сопоставимых ценах по сравнению с 2016 годом.

По прогнозу в 2018 году населению района будет оказано платных услуг на сумму 198,3 млн. рублей, что составит 104,5 процентов в действующих ценах к 2017 году.

В 2018 году объем бытовых услуг населению будет равен 15,5 млн. рублей, что составляет 102,0 процента к уровню 2017 года.

По прогнозу в 2019 году объем платных услуг населению составит 216,8 млн. рублей или 104,5 процентов в сопоставимых ценах к 2018 году.

В 2019 году показатель объема бытовых услуг населению будет равен 16,6 млн. рублей, что составит 102 процента в сопоставимых ценах по сравнению с 2018 годом,

В 2020 году объем платных услуг населению Чернышковского района прогнозируется в размере 227,6 млн. рублей.

4. Малое и среднее предпринимательство

На территории Чернышковского муниципального района деятельность осуществляют 367 субъектов предпринимательства, в том числе 4 средних, 5 малых предприятия и 21 малое предприятие, (в том числе и микропредприятия), и 337 индивидуальных предпринимателей, что составляет 100,5 % к аналогичному периоду прошлого года.

Увеличение численности работников по малым и средним предприятиям связано с благоприятными погодными условиями в сельскохозяйственном производстве.

Численность занятых в сфере малого предпринимательства в 2016 году составила 796 человек.

Малое и среднее предпринимательство содержит в себе значительный потенциал экономического роста. В докризисный период наблюдался ежегодный рост всех экономических показателей деятельности малых и средних предприятий.

К концу 2017 года количество малых (включая микро) предприятий оценочно составит 34 единицы. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, оценочно составит 798 человек.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 г по предварительной оценке составит 1892,2 млн. рублей. Темп роста оборота малых предприятий в действующих ценах составит 103,6 процента к уровню 2016 года. Увеличение оборотов производства в 2017 году произойдет из-за стабилизации ситуации в сфере производства продукции сельского хозяйства, в результате благоприятных погодных условий этого года. В перечень малых и средних предприятий включены пять предприятий, непосредственно занимающихся производством и хранением сельхозпродукции.

В 2018 году количество малых и средних предприятий по предварительным прогнозам останется на уровне 2017 года.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составит 805 человек. В течение 2018 года предприятия будут наращивать оборот, который к концу 2018 года составит 1935,2 млн. рублей или 102,3 процента в действующих ценах к 2017 году. Аналогично росту оборота организаций ежегодно, увеличивается выручка от реализации товаров, работ и услуг.

Увеличивая оборот и выручку, субъекты малого и среднего бизнеса будут вкладывать больше инвестиций в основной капитал для расширения производства, приобретения и модернизации основных средств. При росте инвестиций повышается темп развития экономики, увеличивается заработная плата работников и налоговые отчисления от сферы малого и среднего предпринимательства.

В 2019 году оборот объектов малого и среднего предпринимательства составит 1966,0 млн. рублей, что составит 101,6 процента к уровню 2018 года. К концу 2019 года среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 813 человек.

В 2020 году оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составит 1982,0 млн. рублей, что составляет 100,8 процента к уровню 2019 года, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, прогнозируется 817 человек.

С целью повышения темпов развития малого предпринимательства в Чернышковском муниципальном районе продолжится реализация мер поддержки предпринимательства, включающих комплекс мероприятий:

стимулирование создания и развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и инновационных технологий в малом предпринимательстве;

совершенствование механизмов финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства;

повышение доступности информации по вопросам малого и среднего предпринимательства;

улучшение консультационного и образовательного обеспечения предпринимательской деятельности;

создание правового поля, благоприятного для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ и прогноз развития предпринимательства, определение приоритетных направлений;

снижение административной нагрузки при осуществлении предпринимательской деятельности.

эффективное взаимодействие между обществом, бизнесом и государством.

5. Инвестиционная деятельность

По данным Волгоградстата крупными и средними предприятиями Чернышковского муниципального района за 2016 год использовано инвестиций в основной капитал всего – 75,2 млн.руб., что составляет 148,0 процентов к уровню прошлого года в сопостовимых ценах.

В 2017 году по оценочным данным объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций) предполагается в размере 60,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составит 75,78% к уровню 2016 года.

По оперативным статистическим данным по итогам первого полугодия 2017 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям составили 3,0 млн. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал по базовому сценарию прогнозируется:

на 2018 год – 62,7 млн. рублей;

на 2019 год – 65,8 млн. рублей;

на 2019 год – 68,1 млн. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал по целевому сценарию прогнозируется:

на 2018 год – 63,6 млн. рублей;

на 2019 год – 66,5 млн. рублей;

на 2020 год – 69,8 млн. рублей.

Решением Чернышковской районной Думы от 5 мая 2011 года № 23/4 было утверждено Положение «Об инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области». Данное Положение принято с целью создания благоприятного инвестиционного климата, определения основных форм и методов поддержки инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.

Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района предусмотрена в следующих формах:

информационная и консультационная поддержка;

организационная поддержка;

финансовая поддержка;

имущественная поддержка.

Взаимодействие инициаторов инвестиционных проектов с администрацией Чернышковского муниципального района осуществляется по принципу «одного окна» и регулируется постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.05.2016 №225 «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

В целях повышения эффективности инвестиционной политики и создания благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, принято постановление администрации Чернышковского муниципального района от 06.04.2016 № 155 «Об установлении персональной ответственности за практическую реализацию инвестиционных проектов и осуществление электронного мониторинга хода реализации инвестиционных проектов на территории Чернышковского муниципального района». Данное постановление закрепляет персональную ответственность конкретных должностных лиц за реализацию следующих инвестиционных проектов:

1. Индивидуальным предпринимателем (КФХ) Шейченко С.П. инициировано создание животноводческой фермы с направлением - производство баранины. Заявленная стоимость проекта составляет 12,0 млн. рублей. С начала реализации проекта затраты составили 4,26 млн. рублей. На эти средства построена овчарня, подготовлена кормовая база, приобретено 50 голов овец мясного направления, приобретена сельскохозяйственная техника: трактор и пресс-подборщик. Создано 1 рабочие место из 3 планируемых рабочих мест.

2. Индивидуальным предпринимателем Юмагулова Я.С. ведется строительство торгово-развлекательного центра в р.п. Чернышковский. Объем инвестиций составит 10,0 млн. рублей. Расходы на реализацию проекта в истекшем периоде 2016 года составили 4,95 млн.рублей. Выполнены следующие работы по объекту - установлены пластиковые окна, подведено электроснабжение к зданию, идут внутренние работы по электроснабжения всех помещений здания, установлены ограждающие конструкции по всему периметру участка. Видеонаблюдение, ведутся ремонтные работы внутри помещения. Выполнены бетонные и кровельные работы на балконе. Закуплено холодильное оборудование.

Дополнительно будет создано 15 новых рабочих мест. Уже создано 3 рабочих места.

3. Индивидуальным предпринимателем Бескороваев И.В. планируется строительство многофункционального придорожного комплекса с объем инвестиций 40,0 млн. рублей. Будет создано 20 новых рабочих мест. Данный инвестиционный проект находится пока на стадии проектирования.

В успешной реализации инвестиционной политики немаловажную роль играют отношения, формируемые на основе муниципально-частного партнерства. В целях приведения нормативных правовых актов администрации Чернышковского муниципального района в соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принято постановление Чернышковской районной Думы от 14.06.2016 № 9 «Об определении уполномоченного органа местного самоуправления Чернышковского муниципального района в сфере муниципально-частного партнерства».

6. Денежные доходы и расходы населения

Суммарный объем денежных доходов населения в 2016 году составил 2074,19 млн. рублей, по сравнению с 2015 годом он вырос на 3,2 процента.

В 2016 году номинальные среднемесячные денежные доходы на одного жителя района возросли на 4,7 процента к 2015 году и составили 10907,38 рублей. Основными факторами роста реальных денежных доходов населения района является рост основных составляющих доходов: заработной платы и социальных выплат.

Доля денежных доходов населения от оплаты труда в общем объеме доходов составила в 2016 году 32,2 процента или в абсолютном выражении – 667,469 млн. рублей, что на 57,5 млн. рублей больше, чем в 2015 году. В 2017 году, по оценке, фонд оплаты труда возрастет на 2,6% к уровню 2016 года и составит 684,823 млн. рублей и далее прогнозируется рост к 2018 году по первому варианту на 3,1% или 21,2 млн. рублей, по второму варианту на 103,5% или 24,1 млн. рублей. В прогнозном периоде к 2020 году рост оплаты труда составит по первому варианту 1,6 процента и достигнет 731,696 млн. рублей, по второму варианту-2,0 процента и достигнет 741,042 млн. рублей.

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника за январь-июнь 2017г. составила 19498 рублей или 105,2 процента к уровню аналогичного периода 2016 года..

Второй по значимости составляющей в денежных доходах населения является выплата пенсии (2016г. – 33,3% от общей суммы доходов, 2015г. – 32,2%). Чуть более 32 процентов жителей Чернышковского муниципального района являются пенсионерами. В 2016 году номинальный размер месячной пенсии по сравнению с 2015 г. увеличился на 3,3%. Увеличение среднего размера назначенной месячной пенсии в 2016 году производилось в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

В целом в 2018-2020 годы рост социальных выплат будет осуществляться в соответствии принятыми Российской Федерацией и Волгоградской областью обязательствами, их рост в базовом варианте в 2020 году по сравнению с уровнем 2016 года составит 112,0 процентов, в целевом варианте рост составит 112,6%.

В 2017 году предполагается рост денежных доходов населения по сравнению с 2016 годом. На формирование денежных доходов будет оказывать влияние деловая и предпринимательская активность населения. Среднемесячные доходы на душу населения в 2017 году увеличатся на 103,3 % по сравнению с 2016 годом и составят 11265,54 руб. В 2018 году в двух вариантах (базовом и целевом) продолжится рост среднемесячных денежных доходов населения. Их объем увеличится к уровню 2017 года в базовом варианте на 3,6 % и составит 11672,95 рублей, в целевом варианте на 3,7% и составит 11686,90 рублей. До 2020 года сохранится тенденция роста среднемесячных денежных доходов населения.

В целом нужно отметить, что, несмотря на положительную динамику роста доходов населения, для большей части они остаются низкими. Значительная часть населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, продолжает находиться в сложных жизненных условиях. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2016 году составила 27,4%, к 2017 году этот показатель останется на прежнем уровне. В 2018-2020 годах продолжится работа по поддержанию уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, а также иных категорий граждан района в виде выплат социальных пособий, компенсаций, субсидий и оказания социальных услуг, субсидий жилищно-коммунальных услуг и прогнозируемая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в базовом варианте составит 27,2%, в целевом варианте чуть ниже 27,0%.

Общий объем денежных расходов населения увеличится в 2017 году на 102,4% и составит 2124,590 млн. рублей, в 2018 году по первому варианту увеличится на 102,8% и составит 2183,214 млн. рублей, по второму варианту - на 103,3% и составит 2194,52 млн. рублей к уровню 2017 года.

Структура расходов населения на протяжении всего периода останется без изменений. Из общего объема денежных доходов 82,5% население района потратит на покупку товаров и оплату услуг. В 2016 году населением района израсходовано 1708,8 млн. рублей, по оценке, в 2017году - 1743,0 млн. рублей.

В расчете на 1 жителя района среднемесячные денежные расходы населения в 2016 году составили 10888,92 рублей, что на 106,4 % больше уровня 2015 года, в 2017 году – 11215.59 рублей или на 103,0% больше уровня 2016 года. Превышение доходов над расходами населения в 2016 году составило 3,51 млн. рублей.

Принимаемые меры по созданию условий роста доходов населения на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, усиление мер социальной поддержки малоимущих категорий граждан и семей с детьми будут способствовать снижению уровня бедности населения района.

7. Развитие рынка труда и занятости населения

Прогноз ситуации в сфере формирования и использования трудовых ресурсов подготовлен на основании сложившихся тенденций социально-экономического развития района, а также данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Волгоградской области и Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области.

Численность экономически активного населения в 2016 году составила 8023 человека, в 2020 показатель останется на уровне 2016 года.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (Международной организации труда), в 2016 году составила 2468 человек, в прогнозируемый период численность безработных будет изменяться следующим образом:

 

1 вариант

2 вариант

2018г.

2423

2373

2019г.

2393

2323

2020г.

2373

2273

Формирование ситуации на рынке труда в 2018-2020 годах будет происходить под влиянием последствий кризисных явлений в экономике (выраженной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы), а также сохранением до настоящего времени следующих неблагоприятных тенденций, сложившихся в предыдущие годы:

концентрации спроса рабочей силы преимущественно в городском поселении;

достаточно низкой трудовой мобильности безработных граждан в целом по району (но при этом высокой возможностью нерегулируемого оттока трудоспособного населения из сельских поселений, в т.ч. и в другие регионы страны);

высокого уровня безработицы граждан, проживающих в сельской местности;

образования дефицита квалифицированной рабочей силы.

Работа с незанятым населением будет продолжена по следующим направлениям:

трудоустройство на постоянные и временные рабочие места;

обучение, переобучение, повышение квалификации;

оплачиваемые общественные работы;

профконсультационные и профориентационные услуги.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год составила 19684 рубля. К 2020 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигнет по первому варианту 24410 рублей, по второму варианту – 25064 рублей. Существенный рост заработной платы обусловлен ростом заработной платы в социальной сфере, в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

8. Развитие социальной сферы

8.1. Образование

В структуру системы образования Чернышковского муниципального района входит 12 муниципальных общеобразовательных школ, 2 муниципальных дошкольных образовательных учреждения и МКУ ДОД «Чернышковская детская школа искусств».

На территории Тормосиновского сельского поселения находится ГКОУ «Тормосиновская школа-интернет». В 2016-2017 учебном году в ней обучалось 23 ребенка.

МКУ ДОД «Чернышковская детская школа искусств» является учреждением художественно-эстетического образования, в котором дети получают образование по направлениям: отделение инструментального исполнительства (фортепиано, баян, аккордеон), хореографическое искусство, эстрадное искусство, народное творчество, рисование.

Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в общей численности детей данного возраста в 2016 году составила 63,07 процентов.

В 2016 году численность детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения района, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования составила 442 воспитанника, что составляет 37,84 процентов от общего охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием по району.

Общее количество мест, в учреждениях реализующих программу дошкольного образования - 502, по факту посещают 442 ребенка. Количество воспитанников на 100 мест в образовательном учреждении - 88 воспитанников.

Основными приоритетными задачами в сфере образования Чернышковского муниципального района являются:

развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей;

модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

удовлетворение запросов населения в получении образования, соответствующего требованиям государственной образовательной политики, приоритетам социально-экономического развития Чернышковского муниципального района.

8.2. Здравоохранение

Состояние здравоохранения Чернышковского муниципального района характеризуется стабильной работой лечебных учреждений, направленной на дальнейшее реформирование системы оказания медицинской и лекарственной помощи населению района в целях обеспечения конституционных гарантий по охране здоровья граждан. Для достижения поставленной цели в районе функционирует государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чернышковская центральная районная больница», в зону обслуживания входит 1 городское и 11 сельских поселений. В состав ГБУЗ « Чернышковская ЦРБ» входят: 2 участковые больницы (Басакинская с числом посещений за смену 10 человек и Тормосиновская с числом посещений за смену 9 человек), Нижнегнутовская врачебная амбулатория общей мощностью 12 посещений за смену, районная поликлиника на 206 посещений за смену и 12 фельдшерско-акушерских пунктов.

Обеспеченность больничными койками в 2016 году составила 78,71 коек на 10000 человек населения. В 2020 году показатель обеспеченности койками на 10 тыс. населения планируется на уровне 80,39 коек. Количество коек останется на уровне 2016 года, а увеличение показателя связано с сокращением численности населения.

На начало 2017 года в учреждении работают 31 врач, 107 человек среднего медицинского персонала и прочий персонал. По состоянию на 01 июля 2017 года работают 31 врач, 103 человека среднего медицинского персонала.

Несмотря на постоянную совместную работу органов местного самоуправления и руководства учреждения здравоохранения, на сегодняшний день по-прежнему обеспеченность медицинскими кадрами (врачами) остается низкой – 19,68 на 10 тыс. человек населения.

Потребность в специалистах-врачах в учреждениях здравоохранения Чернышковского муниципального района составляет 11 человек. Для улучшения кадрового обеспечения учреждения ведется работа с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и ГБПОУ "Волгоградский медицинский колледж".

С целью оказания первой медицинской помощи и обеспечения связи с центральной районной больницей, осуществляется развитие института домовых хозяйств в отдаленных населенных пунктах, не имеющих медицинских учреждений. В настоящее время всего организовано 23 домовых хозяйства.

В среднесрочной перспективе планируется дальнейшая оптимизация длительности пребывания больных в стационаре и уровня госпитализации в связи с внедрением стандартов оказания медицинской помощи, что приведет к уменьшению объемов стационарной медицинской помощи и увеличению объемов амбулаторно-поликлинической помощи; снижению объемов оказания скорой медицинской помощи и объемов стационарозамещающей медицинской помощи.

8.3. Культура

На территории Чернышковского муниципального района действует 13 учреждений культуры клубного типа, 1 казачий музей и 19 библиотек.

В прогнозируемом периоде основной целью в области культуры является обеспечение повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения путем увеличения качества предоставляемых услуг.

Библиотечное и информационное обслуживание осуществляется МКУК ЧМР «Межпоселенческий центр культуры, казачества и архивного дела». В 2016 году книжный фонд составил 49,0 тыс. книг. Число зарегистрированных пользователей – 2594 человека.

Уровень фактической обеспеченности библиотеками по району составляет 100,0 процентов.

Публичное представление музейных предметов и музейных предметов осуществляет МКУК «Чернышковский казачий музей». Основной фонд музея составляет 3253 единицы хранения, в том числе поступило за 2016 год – 52 единицы.

Основными задачами сохранения и развития культуры искусства являются:

развитие творческого потенциала Чернышковского района;

комплектование библиотечных фондов;

методическое обеспечение деятельности учреждений культуры Чернышковского района и развитие кадрового потенциала;

сохранение и популяризация культурно-исторического наследия Чернышковского района;

обеспечение безопасности труда и укрепление материально-технической базы учреждений культуры Чернышковского района;

проведение ремонтно-строительных работ в учреждениях культуры Чернышковского района.

8.4. Молодежная политика, физическая культура и спорт

На территории Чернышковского муниципального района проживает 3334 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 21,1 процентов от всего населения района.

Реализация молодежной политики на территории Чернышковского муниципального района осуществляется путем проведения мероприятий в рамках муниципальной программы «Реализация мероприятий молодежной политики в Чернышковском муниципальном районе на 2016-2018 годы». Данная муниципальная программа включает в себя 2 подпрограммы «Гражданско – патриотическое воспитание граждан Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2016-2018 годы» и «Обеспечение эффективной социализации молодежи Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2016-2018 годы».

Основными целями программы является:

содействие социально-культурному, информационному развитию молодых людей;

содействие гражданско-патриотическому и физическому развитию молодежи;

вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность;

увеличение роста членов детских и молодежных организаций;

содействие предпринимательской деятельности;

оказание консультативной, правовой помощи.

На территории Чернышковского муниципального района действует 64 спортивных сооружения, в том числе 11 спортивных залов, 48 спортивных площадок, 2 тира при общеобразовательных учреждениях и 1 при МКУ «ЦФК», 1 стадион «Урожай».

Реализация спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий осуществлялось за счет муниципальной программы «Развитие массовой физической культуры, спорта в Чернышковском муниципальном районе на 2016-2018 годы». Объем финансирования программы в 2016 году составил 271,8 тыс. рублей.

Процент населения, регулярно занимающего физкультурой и спортом от общего количества населения Чернышковского муниципального района составил 28,4 процентов.

Доля обучающихся в образовательных учреждениях, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся составляет 65,2 процентов.