Изменения на потребительских рынках в условиях распространения коронавируса COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях
Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменяет структуру потребления, поведение и стратегии компаний, меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес несет существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Государство принимает беспрецедентные программы поддержки населения и экономики. Потребители изменяют структуру своих покупок.
Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации продолжает оставаться достаточно сложной и напряженной, Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает снижение уровня гарантий российским потребителям. Однако чрезвычайные и непредвиденные события (закрытие границ и авиа сообщений, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, самоизоляция персонала сферы торговли и услуг и т.п.), могут повлечь для потребителей в ближайшее время ряд негативных последствий:
- перенос (срыв) сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг;
- банкротство продавцов, исполнителей услуг или иных контрагентов;
- невозможность взыскания неустойки или убытков в связи с признанием COVID-19 форс-мажорным обстоятельством.
Преодолеть кризис доверия
Укрепление доверия в настоящее время имеет решающее значение. На поддержку малых и средних предприятий сейчас направлена значительная часть усилий правительства. Это и объявление моратория на проверки бизнеса, введение кредитных и налоговых каникул, выдача беспроцентных кредитов на зарплату и другие меры.
В такой ситуации, если будет преодолен кризис доверия, потребители вправе ожидать выполнения обязательств по заключенным договорам пусть и с некоторой отсрочкой, но в полном объеме.
Безусловно, российские потребители могут помочь отечественному бизнесу, если будут добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке, стараясь достичь консенсуса на основе взаимного учета интересов друг друга.