Методические материалы по порядку действий должностных лиц участковых избирательных комиссий Чернышковского муниципального района Волгоградской области и сотрудников Отделения МВД России по Чернышковскому району по организации антитеррористической безопасности на избирательном участке
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с рекомендациями Национального антитеррористического комитета, ФСБ России, МЧС России и Приказа МВД России от 21 февраля 2005 года № 108 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Являются вспомогательным документом по порядку действий в случае получения информации об угрозе совершения (совершении) преступлений террористического характера на избирательных участках, расположенных на территории муниципального образования.
1. Действия при получении предварительной информации об угрозе совершения преступления террористического характера
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о необходимости проведения эвакуационных мероприятий. Определяет порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на заранее определенный объект;
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества;
- в случае не подтверждения информации об угрозе совершения преступления террористического характера (по результатам проверки помещений сотрудниками правоохранительных органов) информирует территориальную избирательную комиссию и принимает решение о возвращении членов участковой избирательной комиссии для продолжения процедуры голосования.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию о поступившем сообщении и оперативной обстановке дежурному по ОМВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- при получении указания на проведение эвакуации от Председателя участковой избирательной комиссии (дежурного по ОМВД муниципального образования) просит граждан покинуть помещение. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
- принимает меры по охране объекта (ведет наблюдение и обеспечивает ограничение доступа на объект посторонних лиц), письменно фиксирует все, что имеет отношение к данному происшествию;
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества в районе эвакуации.
Действия сотрудников участковой избирательной комиссии при получении сообщения по телефону
Необходимо:
а) не паниковать, быть максимально собранным, выдержанным, вежливым. При получении сообщения по телефону не прерывать разговора с абонентом.
б) зафиксировать номер телефона, тип звонка (городской или междугородный), точное время начала разговора и его продолжительность.
в) включить звукозаписывающую аппаратуру (при ее наличии), либо сославшись на некачественную работу телефонного аппарата затянуть разговор и подробно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий.
г) в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст звонившего и особенности:
- речь (быстрая, медленная, внятная, неразборчивая, искаженная);
- манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
- состояние (спокойное, возбужденное);
- голос (громкий, тихий, мягкий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный);
- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, картавит, говорит «в нос», с акцентом или диалектом);
- присутствующий при разговоре звуковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, заводским оборудованием, музыкой, уличным движением, животными, голосами людей и т.д.).
д) попытаться получить от абонента ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?
- когда взрывное устройство должно взорваться?
- где сейчас находится взрывное устройство?
- что это за взрывное устройство, как оно выглядит?
- есть ли еще и где находятся взрывные устройства?
- с какой целью заложено взрывное устройство?
- выдвигаются ли им какие-либо требования, если выдвигаются, то какие?
- как и когда с ним можно связаться?
- вы один или вас несколько человек?
- кому сообщить об этом звонке?
д) по окончании разговора ТЕЛЕФОННОЕ СОЕДИНЕНИЕ НЕ РАЗРЫВАТЬ (не класть трубку).
е) по иным средствам связи оповестить сотрудника полиции (председателя участковой избирательной комиссии) о полученном сообщении.
С целью исключения паники и непрофессиональных действий запрещается сообщать о получении сообщения об угрозе совершения террористического акта посторонним гражданам!
2. Действия при совершении на объекте взрыва или возгорания
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает администрации объекта (дежурным службам объекта) и в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий. Определяет место (район) и порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества;
- принимает меры по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи;
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии, раненых и других граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- организует комплекс мероприятий по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи пострадавшим (по необходимости);
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим (по необходимости);
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Дежурные службы объекта:
- обеспечивают открытие запасных выходов для беспрепятственной эвакуации избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества;
- обесточивают здание;
- при начальной стадии возникновения пожара осуществляют тушение пожара;
- при необходимости оказывают помощь в проведении эвакуации граждан, избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию дежурному по У(О)МВД муниципального образования (при возгорании - в пожарную часть) и действует по их указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- при получении указания на проведение эвакуации от Председателя участковой избирательной комиссии (дежурных по ГОиЧС и У(О)МВД муниципального образования) просит граждан покинуть помещение. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
или
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПОЖАР В ПОМЕЩЕНИИ ………………………..…. (указать помещение). ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! СБОР ……...… (указать место). ПОВТОРЯЮ…..».
- принимает меры по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи (по необходимости);
- принимает меры по охране объекта (обеспечивает ограничение доступа на объект посторонних лиц), письменно фиксирует все, что имеет отношение к данному происшествию;
- встречает прибывающие пожарные расчеты. Доводит до старшего расчета:
а) характер, место и площадь горения;
б) пути распространения огня, опасность взрывов, обрушений;
в) местонахождение эвакуированных;
г) места доступа на чердак и подвальное помещение.
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их о создавшейся чрезвычайной ситуации, наличии и местонахождении раненых (погибших) и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества.
Правила поведения сотрудников участковой избирательной комиссии
и граждан, находящихся на избирательном участке
Если произошел взрыв
- постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку;
- немедленно сообщите о случившемся по телефону в правоохранительные органы;
- продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода;
- при задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем);
- проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом);
- в случае необходимой эвакуации, возьмите необходимые деньги, ценности. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок;
- при невозможности эвакуации примите меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и взывайте о помощи;
- с выходом из здания, отойдите от него на безопасное расстояние и не принимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам или знакомым (на случай, если Вас будут разыскивать);
- в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.д.);
- действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Если Вас завалило обломками стен
- постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь;
- приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте вправо-влево любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обнаружения вас металлоискателем.
- если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, берегите кислород.
- продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
- если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичей и т.д.) укрепите обвисающие балки, потолок от дальнейшего разрушения и дожидайтесь помощи.
- при сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом.
- при признаках (прослушивании) появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.
Если произошло возгорание объекта
При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.):
- немедленно сообщить по телефону в пожарную охрану, назвать точный адрес объекта, место возникновение пожара, что именно горит, а также сообщить свою фамилию;
- убедиться о включении системы оповещения и эвакуации людей при пожаре (нажать кнопку или повернуть ручку ручного пожарного извещателя);
- приступить к эвакуации людей;
- при необходимости обеспечить отключение электроэнергии (за исключением систем пожарной автоматики) и системы общеобменной вентиляции;
- принять меры по тушению пожара и сохранности материальных ценностей (по возможности).
Необходимо помнить, что реально допустимое время самостоятельного тушения пожара не должно превышать 6 минут, после чего ВСЕ должны покинуть здание.
Самостоятельное тушение допускается только в начальной стадии возникновения пожара, когда очаг возгорания незначителен, и к нему можно безопасно подойти без средств индивидуальной защиты органов дыхания на расстояние подачи огнетушащих веществ.
Уходя из помещения необходимо плотно прикрыть все окна и двери (не закрывая на замок) чтобы максимально предотвратить поступление свежего воздуха в помещение, т.к. отсутствие кислорода в воздухе приведет к самозатуханию огня.
При преодолении задымленного участка для защиты органов дыхания использовать подручные средства (влажное полотенце, ватно-марлевую повязку, лоскут ткани).
3. Действия при обнаружении на территории избирательного участка или прилегающей к нему территории подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий. Определяет место (район) и порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества;
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества;
- по окончании проведения специальных мероприятий (по результатам проверки помещений сотрудниками правоохранительных органов) информирует территориальную избирательную комиссию и принимает решение о возвращении членов участковой избирательной комиссии для продолжения процедуры голосования.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию об обнаруженном подозрительном предмете (взрывном устройстве), времени, месте обнаружения, характере предмета дежурному по ОМВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- при получении указания на проведение эвакуации от Председателя участковой избирательной комиссии (дежурного по ОМВД муниципального образования) просит граждан покинуть помещение. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
- принимает меры по охране обнаруженного предмета и недопущению к нему посторонних лиц, письменно фиксирует все, что имеет отношение к данному происшествию.
- принимает меры по охране объекта (ведет наблюдение и обеспечивает ограничение доступа на объект посторонних лиц), письменно фиксирует все, что имеет отношение к данному происшествию;
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их об обстановке и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества в районе эвакуации.
Справочно:
1. В целях обеспечения безопасности граждан при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством (взрывного устройства), эвакуация осуществляется не только из помещения, где обнаружено взрывное устройство, но и из всего здания.
На открытой местности первоначально безопасным принято считать расстояние не менее 300 м или 50 м при наличии экранирующих капитальных стен и других прочных преград.
Рекомендуемые расстояния эвакуации из опасной зоны при обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства):
- Тротиловая шашка - 100 метров
- Пивная банка (0,33 л.) - 100 метров
- Мина МОН-50 - 100 метров
- Граната - 200 метров
- Чемодан (кейс) - 250 метров
- Дорожный чемодан - 350 метров
- Легковой автомобиль - 600 метров
- Микроавтобус - 900 метров
- Грузовая автомашина (фургон) - 1500 метров
2. Особое внимание должно уделяться следующим местам возможного размещения взрывного устройства:
- важным административным и промышленным зданиям, транспортным узлам, вокзалам, станциям, крупным торговым точкам;
- захламленным местам (в т.ч. свалкам, кучам мусора, мусорным бакам);
- проходам в производственной зоне, лестничным пролетам, электрощитам, пожарным щитам;
- различного рода люкам, шахтам, подвалам, прикрытым нишам в стенах;
- пустующим помещениям, развалинам;
- местам проводки коммуникаций газо-, электро- и водоснабжения;
- местам, на которые менее часто обращают внимание в повседневной деятельности.
3. Внешними настораживающими признаками служат:
- появление задымления у отдельного постороннего предмета;
- длительное нахождение постороннего предмета на одном месте;
- появление какой-то новой детали внутри или снаружи помещения или автомобиля;
- появление в данном месте ранее не присутствовавших предметов;
- наличие натянутой проволоки, веревки, лески и т.д.;
- следы несанкционированного проникновения на территорию, внутрь помещения, автомобиля (как сопутствующее этому - появление чужих вещей, предметов).
4. Признаки, указывающие на наличие взрывного устройства:
- виднеющаяся проволока, фольга;
- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов или запахи;
- нестандартная упаковка;
- не предусмотренная служебной перепиской корреспонденция;
- почта, доставленная неизвестным способом или в необычное место;
- твердый, неровный или неправильной формы конверт;
- отсутствие надписей, неграмотное написание текста, адреса, должностных лиц, их отсутствие;
- адрес написан от руки печатными буквами или плохо напечатан, исполнен наклеенными буквами, вырезанными из газет и журналов.
5. Демаскирующие признаки установленных взрывных устройств:
- наличие посторонних предметов, обрезков проводов, изоляционной ленты, оберточной бумаги, упаковочных материалов и т.д.;
- небольшие бугорки, расположенные в определенной последовательности, и отличие этих мест от общего фона окружающей местности;
- забытые ориентирные или установочные колышки;
- неоднородности среды (следы нарушения поверхности грунта, конструкций или элементов зданий и сооружений, дорожного покрытия и др.);
- нарушения цвета общего фона растительности, земляного или снежного покрова;
- наличие следов автотранспорта, гужевого транспорта или вьючных животных, а также людей (след, тропа, стоянка, лагерь) в местах, где их быть не должно;
- наличие следов работ нехарактерных для конкретной местности, времени суток, сезона (разгрузочно-погрузочных, земляных, сельскохозяйственных, выпас скота и т.д.);
- следы недавних ремонтных работ (свежая краска, заделанные проемы, признаки снятия пола, потолков и т.д.).
- наличие антенны в радиоуправляемом взрывном устройстве;
- наличие постороннего звука, запаха, дыма;
- наличие часового механизма или электронного таймера;
- наличие проводной линии управления;
- характерная форма, если устройство изготовлено с применением штатных боеприпасов.
6. Характерные признаки установленных взрывных устройств на объектах, в зданиях и сооружениях:
- следы свежей штукатурки, глиняной обмазки, нарушение целостности кирпичной кладки или бетонного монолита;
- свежая окраска или нарушение окраски пола, стен. перегородок, следы применения инструментов, натянута и проволока, веревки, остатки тары или упаковки взрывчатых веществ и мин;
- пустоты в стенах, искусственное захламление;
- наличие посторонних предметов в канализационных люках, дымоходах и вентиляционных каналах;
- необычные подключения к электро- радио- проводке и телефонным аппаратам;
- наличие необычно расположенных материальных ценностей, предметов вооружения, бытовых приборов.
Для мин-ловушек и мин-сюрпризов:
- наличие натянутой проволоки, прикрепленной к дверям, створкам окон, калиткам, предметам вооружения или снаряжения и т. д.;
- наличие оставленных предметов, представляющих материальную ценность, вооружения, предметов бытовой техники, нарушение однородности или фона грунта;
- необычные электрические соединения, дополнительные подключении к радио- или телефонным сетям.
7. При обнаружении подозрительного предмета (взрывного устройства) категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- трогать и перемещать подозрительный предмет (взрывное устройство) и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
- обрезать любые провода, ведущие к подозрительному предмету (взрывному устройству) или расположенные непосредственно на них;
- заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать тканевыми и другими материалами;
- пользоваться средствами связи, мобильными телефонами, другими радиосредствами, способными вызвать срабатывание взрывателя;
- оказывать температурное, звуковое и механическое воздействие на взрывоопасное устройство.
В любом случае следует помнить, что если обнаружено и локализовано одно взрывное устройство, то этим угроза может не ограничиться и заложенных взрывных устройств может быть больше.
4. Действия при попытке вооруженного проникновения (проникновении)
вооруженных лиц на избирательный участок
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий. Определяет место (район) и порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества (через выходы, не подвергшиеся попытке вооруженного проникновения);
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества.
- принимает меры по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи;
- в случае физической невозможности исполнения служебных обязанностей сотрудником полиции сообщает о попытке вооруженного проникновения (проникновении) дежурному по У(О)МВД муниципального образования и до прибытия на объект сотрудников правоохранительных органов руководит проведением эвакуационных мероприятий.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- организует комплекс мероприятий по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи пострадавшим (по необходимости);
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим (по необходимости);
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает о попытке вооруженного проникновения (проникновении) дежурному по ОМВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- просит граждан покинуть помещение через выходы, не подвергшиеся попытке вооруженного проникновения. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
- применяя физическую силу и используя закрепленное за ним оружие, боеприпасы и специальные средства отражает нападение;
- докладывает об изменениях оперативной обстановки дежурному по ОМВД муниципального образования;
- оказывает помощь пострадавшим (при их наличии);
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества в районе эвакуации.
5. Действия при захвате заложников
При возможности:
- сообщить дежурному по ОМВД муниципального образования о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- осуществить эвакуацию граждан, не захваченных в заложники. При проведении эвакуации не допускать паники, пресекать неорганизованность среди граждан;
- принять меры по спасению раненых и оказанию им первой медицинской помощи.
Правила поведения сотрудников участковой избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке в случае захвата в заложники
- если Вас заставляют выйти из помещения, говоря, что Вы взяты в заложники, не сопротивляйтесь, это может повлечь еще большую жестокость;
- не пытайтесь кричать, оказывать сопротивление, не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита или прорваться к выходу или окну. Решение оказать сопротивление (или отказаться от него) должно быть взвешенным и соответствовать опасности превосходящих сил террористов;
- при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники;
- неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
- будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок, «спартанским» условиям жизни (неадекватной пище, условиям проживания и туалетным удобствам);
- если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены;
- стойко переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе;
- если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними;
- в случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя террористов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения;
- не давайте ослабнуть своему сознанию. Разработайте программу возможных умственных и физических упражнений. Постоянно тренируйте память: вспоминайте исторические даты, фамилии знакомых людей, номера телефонов и т.п. Насколько позволяют силы и пространство помещения занимайтесь физическими упражнениями;
- будьте готовы объяснить наличие у Вас каких-либо документов, номеров телефонов и т.д.
- спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.д.
- если Вам дали возможность поговорить с родственниками по телефону, держите себя в руках, не плачьте, не кричите, говорите коротко и по существу;
- попробуйте установить контакт с охранниками. Объясните им, что Вы тоже человек. Покажите им фотографии членов Вашей семьи. Не старайтесь обмануть их;
- если охранники на контакт не идут, разговаривайте как бы сами с собой, читайте вполголоса стихи или пойте;
- обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни;
- если Вы оказались запертыми в каком-либо помещении, то постарайтесь привлечь чье-либо внимание. Для этого разбейте оконное стекло и позовите на помощь, при наличии спичек подожгите бумагу и поднесите ближе к пожарному датчику и т.д.;
- держитесь подальше от террористов, т.к. при штурме по ним будут стрелять снайперы.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
Правила поведения сотрудников участковой избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке при проведении спецоперации по освобождению заложников
- лежите на полу лицом вниз, закройте голову руками и не двигайтесь;
- ни в коем случае не берите в руки оружие, не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, т.к. они могут принять вас за террориста;
- если на Вас навесили бомбу, нужно без паники (голосом или движением руки) дать понять об этом сотрудникам спецслужб;
- защитите органы дыхания подручными средствами (полотенце, одежда) на случай применения сотрудникам спецслужб слезоточивого газа;
- если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
6. Действия при получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера террористом-смертником (шахидом)
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о необходимости проведения эвакуационных мероприятий. Определяет место (район) и порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества;
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества;
- в случае не подтверждения информации об угрозе совершения преступления террористического характера (по информации, полученной от сотрудников правоохранительных органов) информирует территориальную избирательную комиссию и принимает решение о возвращении членов участковой избирательной комиссии для продолжения процедуры голосования.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию дежурному по У(О)МВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- при получении указания на проведение эвакуации от Председателя участковой избирательной комиссии (дежурного по ОМВД муниципального образования) просит граждан покинуть помещение. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
- до прибытия на объект сотрудников правоохранительных органов самостоятельно осуществляет мероприятия, направленные на демаскирование «шахида»;
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества;
- при получении информации в отношении террориста-смертника без привязки к конкретному избирательному участку, осуществляет обмен информацией через дежурного по ОМВД муниципального образования.
Основные характерные признаки террористов-смертников
Внешний облик: Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет.
При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки.
В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной (свитер, куртка, плащ, другая одежда свободного покроя), т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства, а также наличие в руках сумок, иных предметов в которых можно скрыть взрывное устройство (пакеты, коробки, книги, различные емкости и т.д.)
Смертник, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями города, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности и не отличаются хорошими навыками владения мобильными телефонами.
Поведение: Бегающий взгляд, явная нервозность, некоторая скованность в движениях - пояс мешает ходьбе. Если смертник сам должен взорвать пояс, то руки у него будут на животе (для взрыва надо совместить провода электродетонаторов). Если используется радиоуправляемый взрыватель - ему придется жать на кнопку или клавишу. Живую бомбу легко привести в действие и на расстоянии.
Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение, неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ, желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).
Пояс шахида: Пояс легко спрятать под свитером, курткой или плащом. Не исключается возможность крепления взрывчатки к бедру. И в том и в другом случае при движении контуры скрытого предмета проявляются.
Зона поражения - не менее 50 метров, сектор поражения - более 50 градусов.
Кроме того, возможно наличие сообщника, который может привести в действие взрывное устройство с дистанционного пульта с расстояния до 200 метров. Необходимо иметь в виду, что любой террорист-смертник будет стремиться приблизиться к наибольшему скоплению людей.
Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службу безопасности.
Обезвредить террориста-смертника чрезвычайно сложно. Подсчитано, что ему достаточно полминуты, чтобы подготовить себя к самоубийству. После его выхода к месту совершения акции срыв ее становится практически невозможным, лишь в некоторых случаях удается минимизировать ее негативные последствия.
7. Действия при получении информации о заминированном автомобиле
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий. Определяет место (район) и порядок проведения эвакуации членов избирательной комиссии, граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества (через выходы, позволяющие миновать автомобильные стоянки и отдельно стоящие автомобили);
- при проведении эвакуации принимает меры по обеспечению сохранности избирательной документации и ценного имущества;
- по окончании проведения специальных мероприятий (по информации, полученной от сотрудников правоохранительных органов), информирует территориальную избирательную комиссию и принимает решение о возвращении членов участковой избирательной комиссии для продолжения процедуры голосования.
Заместитель председателя участковой избирательной комиссии:
- осуществляет проведение эвакуации членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке, а также избирательной документации и ценного имущества на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции силами членов избирательной комиссии осуществляет охрану избирательной документации и ценного имущества.
Члены участковой избирательной комиссии:
- эвакуируют избирательную документацию и ценное имущество на максимальное безопасное удаление от объекта;
- до прибытия сотрудника полиции осуществляют охрану избирательной документации и ценного имущества.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию о поступившем сообщении дежурному по ОМВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- при получении указания на проведение эвакуации от Председателя участковой избирательной комиссии (дежурного по ОМВД муниципального образования) просит граждан покинуть помещение через выходы, позволяющие миновать автомобильные стоянки и отдельно стоящие автомобили. При проведении эвакуации не допускает паники, пресекает неорганизованность среди членов избирательной комиссии и граждан, находящихся на избирательном участке:
«ВНИМАНИЕ ВСЕМ! ГОВОРИТ МАЙОР КОЛОДЯЖНЫЙ. ПРОШУ ВАС ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ (ЗАПАСНЫЕ) ВЫХОДЫ! ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ! ПОВТОРЯЮ…..».
- принимает меры по охране объекта (ведет наблюдение и обеспечивает ограничение доступа к автомобилю посторонних лиц), письменно фиксирует все, что имеет отношение к данному происшествию;
- по прибытии на объект сотрудников правоохранительных органов подробно информирует их о содержании и обстоятельствах полученного сообщения и убывает для охраны избирательной документации и ценного имущества в районе эвакуации.
8. Действия при обнаружении попыток членов радикальных политических партий и движений воспрепятствовать работе избирательного участка
Председатель участковой избирательной комиссии:
- осуществляет взаимный обмен информацией с сотрудником полиции;
- сообщает в территориальную избирательную комиссию о создавшейся чрезвычайной ситуации;
- приостанавливает процедуру голосования;
- после доклада сотрудников правоохранительных органов о задержании граждан, блокировавших избирательный участок, информирует председателя территориальной избирательной комиссии и граждан, находящихся в помещении о продолжении процедуры голосования.
Сотрудник полиции:
- немедленно докладывает полную и достоверную информацию о блокировании избирательного участка дежурному по ОМВД муниципального образования и действует по его указанию;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии;
- предупреждает нарушителей о неправомерности их действий и ответственности за совершенное деяние, а также о возможности применения мер воздействия в случае их неповиновения;
- самостоятельно, а впоследствии во взаимодействии с прибывшими на объект сотрудниками правоохранительных органов осуществляет задержание нарушителей;
- обеспечивает беспрепятственный проход избирателей на участок;
- информирует председателя участковой избирательной комиссии о задержании граждан, блокировавших избирательный участок.