Памятка «Советы для родителей от логопеда»
Уважаемые взрослые! Все дети нуждаются в вашей поддержке, особенно те, у кого есть какие-либо проблемы с процессом обучения. Окажите им помощь.
В Международный день логопеда предлагаем вам ознакомиться с памяткой «Советы для родителей от логопеда».
Советы логопеда.
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка – не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребёнком следите за своей речью: говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не сюсюкайте с ребёнком, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
4. Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!)
5. Своевременно устраняйте недостатки в речи детей. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в речи, будьте осторожны - ни в коем случае не смейтесь над ребёнком. Самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, надо напомнить ему: «Говорить надо внятно, громко, чётко, не спеша».
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка и не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.
7. Записывайте речь ребёнка на диктофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Правила выполнения рекомендаций логопеда дома.
1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно логопед советует повторить то, чем с ребёнком занимались на занятии. Регулярность в выполнении приведёт к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
2. Занятиям необходимо уделять 10 – 20 минут в день, всё зависит от возраста и возможностей ребёнка.
3. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по росту. Световой режим также нужно соблюдать.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребёнком перед зеркалом в течение 10 минут. Её необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
5. На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстрационный материал, отображающий лексическое наполнение темы, поэтому, если возможно, старайтесь подбирать подобный дидактический материал для выполнения домашних заданий.
6. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление навыка правильного произношения того или иного звука. В них представлен как речевой, так и иллюстративный материал.
7. Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
8. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
9. Поощряйте ребёнка за хорошее выполнение домашнего задания.
10. Хвалите детей, радуйтесь его результатам, связанным с положительной динамикой.
11. Помогайте ребёнку в выполнении задания только в том случае, если он в этом действительно нуждается.
12. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка!
13. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
14. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой заданий дома.
Занимаясь с ребёнком, помните несколько правил:
1. На протяжении всех занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После неудач в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее.
3. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается.
4. Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребёнок чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Самые главные помощники для логопеда – заботливые и внимательные родители!