Постановление от 25.09.2023 № 357 Об одобрении прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 25.09.2023 № 357
Об одобрении прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов |
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 25.01.2016 № 31 «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период», администрация Чернышковского муниципального района Волгоградской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Чернышковского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы – начальника отдела организационно-правового обеспечения и мобилизационной подготовки Хатмуллину И.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и подлежит официальному обнародованию.
Глава Чернышковского
муниципального района В.А.Крылов
Приложение
к постановлению
администрации Чернышковского муниципального района
от 25.09.2023 №357
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025 - 2026 ГОДОВ
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
Общая оценка социально-экономической ситуации |
||
1. |
Население |
4 |
2. |
Производство валового внутреннего продукта |
5 |
3. |
Промышленное производство |
5 |
4. |
Сельское хозяйство |
6 |
5. |
Строительство |
7 |
6. |
Торговля и услуги населению |
8 |
7. |
Малое и среднее предпринимательство |
9 |
8. |
Инвестиции |
9 |
9. |
Денежные доходы населения |
11 |
10. |
Труд и занятость |
12 |
Общая оценка социально-экономической ситуации в Чернышковском муниципальном районе
Демографическая ситуация в течение нескольких лет характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с низкой рождаемостью и высокой смертностью.
По состоянию на 1 января 2023 года численность постоянного населения Чернышковского муниципального района составила 13 146 человек и уменьшилась за 2022 год на 191 человек, или на 1,4 процента.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями без субъектов малого предпринимательства составил 1280,8 млн. рублей, что составляет 74,8 процентов к уровню 2021 года.
Объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг у субъектов малого предпринимательства составил 63602,9 тыс. рублей или 114,1 процентов к 2021 году.
Объем производства сельского хозяйства в фактически действующих ценах в 2022 году составил 5414,3 млн.рублей, в том числе продукции растениеводства – 3978,8 млн.рублей и продукции животноводства – 1435,5 млн.рублей.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2022 году к уровню 2021 года составил 130,7%, в том числе продукции растениеводства – 141,4% и продукции животноводства – 102,3%.
По данным Волгоградстата крупными и средними предприятиями Чернышковского муниципального района за 2022 год использовано инвестиций в основной капитал всего – 178,8 млн.рублей (2021 – 128,1 млн.рублей), что составляет 139,6 процентов к уровню прошлого года.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в 2022 году составил 4948,4 рублей.
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за 2022 год составила 8090 человек. Среднесписочная численность работающих в отраслях экономики за 2022 год - 5349 человек, что составляет к уровню прошлого года 98,6 процента.
Уровень безработицы по состоянию на 01.01.2023 – 1,5 процентов.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата наемных работников в 2022 году составила 33600,9 рубля и увеличилась – на 11,5 процента по сравнению с 2021 годом.
Денежные доходы на душу населения в 2022 году составили 16 993,92 рублей и увеличились на 16,5 процентов по сравнению с 2021 годом.
1. Население
Демографическая ситуация в Чернышковском районе Волгоградской области характеризуется продолжающейся естественной убылью населения.
Численность постоянного населения Чернышковского района Волгоградской области по состоянию на 01.01.2023 года составила 13146 человек и по отношению к 01.01.2022 года уменьшилась на 191 человек, или на 1,4 процента.
Число родившихся в 2022 года составило105 человек, что больше на 4 процента по сравнению с 2021 годом (101 человек), число умерших – 229 человек, что меньше на 21,8 процента по сравнению с 2021 годом (293 человека).
Значение показателя "Общий коэффициент рождаемости" за 2022 год составил 7,9 родившихся на 1000 человек населения и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 14,5 процента. Значение показателя "Общий коэффициент смертности" за 2022 год составил 17,3 умерших на 1000 человек населения и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшился на 13,5 процента.
Значение показателя "Коэффициент естественного прироста" за 2022 год составил -9,4 на 1000 человек населения, в 2021 году – 13,1 на 1000 человек населения.
Продолжительность жизни при рождении за 2022 год, составила 69,2 года.
По предварительной оценке в 2023 году значение показателя "Общий коэффициент рождаемости" составит 8,2 на 1000 человек населения, значение показателя "Общий коэффициент смертности" – 16,7 на 1000 человек населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 69,5 лет.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза значение показателя "Общий коэффициент рождаемости" в 2024 году составит 8,4 на 1000 человек населения, в 2025 – 8,6 на 1000 человек населения, в 2026 – 9,2 на 1000 человек населения; значение показателя "Общий коэффициент смертности" в 2024 составит 15,6 на 1000 человек населения, в 2025 году – 15,0 на 1000 человек населения, в 2026 году – 13,9 на 1000 человек населения; ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2024 году – 69,7 лет, в 2025 году – 69,9 лет, в 2026 году – 70,0 лет.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 30.06.2023 №459-п "Об утверждении региональной программы по повышению рождаемости в Волгоградской области" разработан комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по повышению рождаемости в Волгоградской области.
Мероприятия, направленные на снижение смертности граждан Волгоградской области, реализуются посредством региональных проектов Волгоградской области в рамках национального проекта "Здравоохранение".
По данным Росстата за 2022 год миграционная убыль населения Чернышковского района составила -67 человек.
В прогнозируемый период в Чернышковском районе Волгоградской области сохранится миграционная убыль населения, однако темпы ее будут сокращаться.
По оценке в 2023 году миграционная убыль населения составит - 59 человек и по сравнению с 2022 годом уменьшится на 8 человек.
Наиболее типичными причинами сокращения миграции являются: повышение уровня и качества жизни, экономические условия, состояние системы образования и здравоохранения, условия трудовой деятельности, экология и климатические условия.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза миграционная убыль населения в 2024 году составит -47 человек, в 2025 году -40 человек, в 2026 году -40 человек.
2. Производство валового внутреннего продукта
В 2022 году объем валового внутреннего продукта (далее именуется – ВВП) составил 7379,9 млн.рублей, или 114,9 процента к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (на душу населения – 509,3 тыс.рублей). В денежном выражении объем ВВП вырос на 1557,2 млн.рублей по сравнению с 2021 годом.
Наибольший вклад в формирование ВВП района вносят хозяйствующие субъекты по виду экономической деятельности сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (73,4 процента); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (18,5 процента).
Объем ВВП за 2023 год, по оценке, составит 7178,2 млн.рублей с индексом физического объема 97,2 процента к уровню 2022 года (на душу населения – 546,0 тыс.рублей).
Объем производства ВВП по базовому варианту прогнозируется в 2024 году в размере 7634,8 млн.рублей с индексом физического объема к предыдущему году 106,4 процента, в 2025 году – 8076,0 млн.рублей с индексом физического объема 105,8 процента, в 2026 году – 8540,8 млн.рублей с индексом физического объема 105,8 процента.
3. Промышленное производство
Промышленное производство на территории Чернышковского муниципального района слабо выражено. Промышленность района занимает 0,8% в структуре ВВП за 2022 год.
Объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг у субъектов малого предпринимательства составил 63602,9 тыс. рублей или 114,1 процентов к 2021 году.
Обрабатывающие производства:
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по обрабатывающим производствам увеличился на 133,6 процентов и составил 17178,1 тыс.рублей.
Выпуск пищевой продукции в общем объеме обрабатывающего производства составил 94,1 процентов.
«Обеспечение электрической энергией, газом и паром», «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»:
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами по видам экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром» и «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» увеличился на 108,3 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2021 года и составил 46424,8 тыс. рублей.
В 2023 году объем промышленного производства (по оценке) планируется на уровне 66,3 млн.рублей с индексом промышленного производства 104,3 процента по сравнению с 2022 годом.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза объем промышленного производства в 2024 году составит 67,4 млн.рублей с индексом промышленного производства 101,7 процента к 2023 году, в 2025 году – 69,9 млн.рублей с индексом промышленного производства 103,7 процента к 2024 году, в 2026 году – 72,8 млн.рублей с индексом промышленного производства – 104,1 процента к 2025 году.
4. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – ведущий сектор экономики Чернышковского муниципального района, его доля в ВВП в 2022 году составляет 73,4 процентов.
Объем производства сельского хозяйства в фактически действующих ценах в 2022 году составил 5414,3 млн.рублей, в том числе продукции растениеводства – 3978,8 млн.рублей и продукции животноводства – 1435,5 млн.рублей.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2022 году к уровню 2021 года составил 130,7 процентов, в том числе продукции растениеводства – 141,4 процентов и продукции животноводства – 102,3 процентов.
Определяющее влияние на формирование индекса сельскохозяйственного производства оказывает производство продукции растениеводства, составляющей более 73 процентов в валовой продукции сельского хозяйства.
Производство основных видов растениеводческой продукции в 2022 году составило: 270,2 тыс.тонн зерна (в 1,5 раза к 2021 году), 15,8 тыс.тонн масличных культур (110,5 процентов к 2021 году), 1,8 тыс.тонн овощей открытого и защищенного грунта (112,5 процента к уровню 2021 года), 0,7 тыс.тонн картофеля (70,3 процента к уровню 2021 года), 0,3 тыс.тонн бахчевых культур (150,0 процента к уровню 2021 года) и 0,9 тыс.тонн плодов и ягод (96,2 процента к уровню 2021 года) .
По предварительным расчетам объем производства сельскохозяйственной продукции в 2023 году составит 5098,8 млн. рублей, индекс производства – 88,8 %. (на основании среднегодовых объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом прогнозных индексов дефляторов РФ).
По оценке, в 2023 году ожидаемое производство составит 231,6 тыс.тонн зерновых культур, 13,5 тыс.тонн масличных культур (95 процентов к уровню 2022 года), 1,6 тыс.тонн овощей, 0,29 тыс.тонн бахчевых культур и 0,77 тыс.тонн плодов и ягод.
В 2022 году производство основных видов животноводческой продукции составило: 4,1 тыс.тонн скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в живом весе (100,7 процентов к уровню 2021 года), 19,5 тыс.тонн молока (103,7 процентов к уровню 2021 года) и 7,45 тыс.штук яиц (96,3 процентов к уровню 2021 года).
Увеличение производства продукции животноводства по итогам 2022 года и на перспективу, прежде всего, обусловлено реализацией инвестиционных проектов в сельскохозяйственных организациях и КФХ.
По оценке, в 2023 году производство составит: скота и птицы на убой (в живом весе) – 4,1 тыс.тонн (100,4 процентов к уровню 2022 года), молока – 19,6 тыс.тонн (100,4 процента к уровню 2022 года), яиц – 7,48 тыс.штук (100,4 процентов к уровню 2022 года).
Положительную динамику объёмов производства сельскохозяйственной продукции планируется обеспечить за счет технической и технологической модернизация АПК, ввода в оборот неиспользуемых земель, повышение эффективности семеноводческих и племенных хозяйств, наращивания современных мощностей хранения и переработки сельхозпродукции, развития малых форм хозяйствования и сельхоз кооперации.
5. Строительство
Объем работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «Строительство», в 2022 году составил 46,2 млн.рублей, или 137,7 процентов к 2021 году (32,2 млн.рублей).
В 2022 году в Чернышковском муниципальном районе введено в эксплуатацию 1656 кв.метров жилья, или 149,7 процентов к 2021 году (1106 кв.метров), в том числе 1577 кв.метров индивидуальные жилые дома.
В 2023 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», оценивается на уровне 49,3 млн.рублей с индексом физического объема 101,0 процентов к 2022 году.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза в 2024 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составит 52,1 млн.рублей с индексом физического объема 100,5 процента к уровню 2023 года, в 2025 году – 54,5 млн.рублей с индексом физического объема 100,6 процента к уровню 2024 года, в 2026 году – 57,4 млн.рублей с индексом физического объема 100,7 процента к уровню 2025 года.
На 2023-2026 год для района установлен показатель по вводу в эксплуатацию жилья 1,2 тыс.кв.метров.
В 2022 году выдано 5 разрешений на строительство. По состоянию на 01 августа 2023 года выдано 5 разрешений на строительство.
В районе ведется системная работа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, молодых семей, медицинских работников, многодетных семей.
В 2022 году жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» получила одна семья, состоящая из 7 человек. Сумма выплаты составила 546,8 тыс.рублей.
Площадь земельных участков, предоставленных в 2022 году для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, составила 6,87 гектара (в 2021 году – 1,25 гектара), в том числе площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, составила 1,13 гектара (в 2021 году – 0,44 гектара).
6. Торговля и услуги населению
Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом.
Развитие секторов потребительского рынка в среднесрочной перспективе предусматривается в целом умеренными темпами.
Для удовлетворения потребностей жителей Чернышковского района продолжится развитие потребительского рынка путем привлечения торговых организаций и индивидуальных предпринимателей для создания конкурентоспособного рынка товаров и услуг, насыщение его качественными товарами. Особое внимание уделяется продвижению на потребительском рынке товаров местных товаропроизводителей, таких как продукция кондитерских цехов, хлебопекарен, грибная продукция.
По состоянию на 1 января 2023 года в Чернышковском муниципальном районе работает 129 торговых предприятий, что составляет 100,8% к уровню прошлого года из них 111 стационарных магазинов и 18 объектов нестационарной торговой сети.
Оборот розничной торговли в 2022 году составил 1368,2 млн. рублей, что составляет 102,6 тыс. рублей на душу населения.
В Чернышковском муниципальном районе оказывали услуги общественного питания 6 объектов. Оборот услуг общественного питания в 2022 году составил 6,2 млн. рублей, что составляет 72% к аналогичному периоду 2021 года.
В отчетный период в Чернышковском муниципальном районе работало 42 объектов бытового обслуживания. Объем оказанных бытовых услуг составил 18,3 млн. рублей, что составляет 95 % .
Объем платных услуг населению в 2022 году составил 159,8 млн.рублей, что составляет в сопоставимых ценах 86,7% процентов к уровню 2021 года.
Объем платных услуг населению в 2023 году в сопоставимых ценах составит 100,5% процентов к уровню 2022 года.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза в 2024 году объем платных услуг населению в сопоставимых ценах составит 102,5 процента к уровню 2023 года (в физической массе – 189,7 млн.рублей), в 2025 году – 102,5 процента к 2024 году (в физической массе – 202,9 млн.рублей), в 2026 году – 102,6 процента к уровню 2025 года (в физической массе – 217,4 млн.рублей).
Осуществляла деятельность Универсальная ярмарка Чернышковского муниципального района на 150 торговых мест.
Обеспеченность площадью торговых объектов на 1 тысячу человек составила: 390,4 кв.м., в том числе по продаже продовольственных товаров – 127,4 кв.м., по продаже непродовольственных товаров — 209,2 кв.м.
Ожидается, что в 2023 году оборот розничной торговли в действующих ценах составит 1465,9 млн. рублей, что составит 101,2 процентов к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
Оборот розничной торговли прогнозируется в объеме:
2024 год – 1600,7 млн. рублей (103,5%);
2025 год – 1727,9 млн. рублей (103,5%);
2026 год — 1867,1 млн. рублей (103,6%).
7. Малое и среднее предпринимательство
На территории Чернышковского муниципального района по состоянию на 01.01.2023 осуществляли свою деятельность 359 субъектов предпринимательства, в том числе, 6 малых предприятий и 15 микропредприятий, 338 индивидуальных предпринимателей, что составляет 99,2% процентов к аналогичному периоду 2022 года.
Численность работников в сфере малого предпринимательства в 2022 году составила 305 человек, что составляет 59,5% к аналогичному периоду 2021 года. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, составил 725,1 млн. рублей, или 108,5 % от уровня прошлого года.
Малое и среднее предпринимательство содержит в себе значительный потенциал экономического роста. Наблюдался ежегодный рост всех экономических показателей деятельности малых и средних предприятий.
К концу 2023 года количество малых (включая микропредприятий) оценочно составит 21 единица. Среднесписочная численность работников малых предприятий, включая микропредприятия, оценочно составит 305 человек.
Оборот субъектов малого предпринимательства в 2023 году оценивается в 737 млн. рублей.
В прогнозируемом периоде ситуация в малом и среднем предпринимательстве выглядит так:
в 2024 году количество малых предприятий (включая микро) составит 23 единицы. Среднесписочная численность работников составит 308 человека. В течение 2024 года предприятия будут наращивать оборот, который к концу 2024 года составит 759,1 млн. рублей;
в 2025 году оборот субъектов малого предпринимательства составит 782,1 млн. рублей, количество малых предприятий (включая микро) составит 24 единицы, среднесписочная численность работников составит 310 человек;
в 2026 году оборот субъектов малого предпринимательства составит 807,1 млн. рублей. Количество малых предприятий (включая микро) составит 25 единиц, среднесписочная численность работников - 312 человек.
8. Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2022 году составил 327,8 млн.рублей с индексом физического объема 92,7 процентов к уровню 2021 года.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.07.2012 № 563 «Об установлении персональной ответственности за практическую реализацию инвестиционных проектов и осуществление электронного мониторинга хода реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области" установлена персональная ответственность за практическую реализацию инвестиционного проекта «Строительство многофункционального придорожного комплекса». Проект планируется к реализации индивидуальным предпринимателем Бескороваевым И.В., объем инвестиций 40,0 млн. рублей, будет создано 20 новых рабочих мест.
На территории района в сфере сельского хозяйства реализуются 6 инвестиционных проектов.
ИП глава К(Ф)Х Донцов Сергей Александрович реализует проект «Молочное животноводство», получен грант по направлению «Агростартап». Для реализации проекта приобретена сельскохозяйственная техника на сумму 3445,0 тыс.рублей.
ИП глава К(Ф)Х Шефатов Евгений Борисович реализует проект «Молочное животноводство», получен грант по направлению «Агростартап». Стоимость проекта 3100,0 тыс. рублей. В рамках реализации проекта приобретена сельскохозяйственная техника (Беларус 82.1., КУН-погрузчик, косилка дисковая, грабли).
ИП глава К(Ф)Х Чекалов Денис Юрьевич на территории Захаровского сельского поселения реализует проект «Мясное животноводство». Для реализации проекта получен грант по направлению «Агростартап». Стоимость проекта 3448,0 тыс. рублей. На средства гранта приобретено 33 головы КРС «Нетеле» мясного направления.
ИП Глава К(Ф)Х Аржановский А.В. из поселка Красноярский реализует проект «Семейная ферма». Стоимость проекта 7303,0 тыс. рублей, на эти средства приобретен крупный рогатый скот, а также сельскохозяйственная техника.
5. ИП глава К(Ф)Х Попов П.Н. реализует проект «Производство крупного рогатого скота мясного направления», получен грант по направлению «Агростартап». Стоимость проекта 3334,0 тыс. рублей, собственные средства 334,0 тыс.рублей. Для реализации проекта приобретено 30 голов КРС (Голштинской породы).
6. Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив «Чернышковская Агрокомпания» реализует проект «Развитие материально-технической базы СППССК «Чернышковская Агрокомпания». Стоимость проекта 8700,0 тыс. рублей, в том числе сумма гранта 5220 тыс.рублей. За счет средств гранта в 2023-2024 годах планируется приобретение оборудования, автотранспорта.
Инвестиционная политика, проводимая администрацией Чернышковского муниципального района, направлена на поддержку инвесторов, а именно:
Решением Чернышковской районной Думы от 5 мая 2011 года № 23/4 было утверждено Положение «Об инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области». Данное Положение принято с целью создания благоприятного инвестиционного климата, определения основных форм и методов поддержки инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.
Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района предусмотрена в следующих формах:
информационная и консультационная поддержка;
организационная поддержка;
финансовая поддержка;
имущественная поддержка.
Взаимодействие инициаторов инвестиционных проектов с администрацией Чернышковского муниципального района осуществляется по принципу «одного окна» и регулируется постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.05.2016 №225 «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
На 2023 год, по оценке, объем инвестиций в основной капитал составит 321,4 млн.рублей с индексом физического объема 100 процентов к уровню 2022 года.
Объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту Прогноза в 2024 году составит 338,5 млн.рублей с индексом физического объема 100 процентов к уровню предыдущего года, в 2025 году – 354,7 млн.рублей с индексом физического объема 100 процентов, в 2026 году – 371,0 млн.рублей с индексом физического объема 100 процентов к уровню предыдущего года.
9. Денежные доходы населения
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата наемных работников организаций в 2022 году составила 33600,9 рубля, или 111,5 процентов к уровню 2021 года.
Реальные денежные доходы в 2022 году составили 94,3 процента к уровню с 2021 года.
Фонд заработной платы работников организаций в 2022 году сложился в сумме 915,9 млн.рублей, или 108,1% к уровню 2021 года.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работников, по оценке, в 2023 году составит 36920,2 рубля, или 108,0 процентов к уровню 2022 года.
Фонд заработной платы работников организаций в 2023 году, по оценке, составит 1002,9 млн.рублей.
Реализация положений Указа № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», рост пенсий, социальных выплат будут способствовать постепенному увеличению в прогнозном периоде доходов населения.
Постепенному увеличению реальных доходов населения будет способствовать положительная динамика реальной заработной платы при стабилизации инфляционных процессов.
В соответствии с базовым вариантом Прогноза номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций в 2024 году составит 38467,6 рубля (106,0 процента к 2023 году), в 2025 году – 40775,6 рублей (106,0 процента к 2024 году), в 2026 году – 43222,1 рублей (106,0 процента к 2025 году).
Величина прожиточного минимума (далее – величина ПМ) в расчете на душу населения в Волгоградской области на 2022 год установлена постановлением Администрации Волгоградской области от 01.09.2021 № 484-п и по основным социально-демографическим группам населения в Волгоградской области на 2022 год составила 11970 рублей.
Величина ПМ на душу населения в Волгоградской области на 2023 год установлена постановлением Администрации Волгоградской области от 27.12.2022 № 859-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Волгоградской области на 2023 год" в размере 12363 рублей.
Прогнозные значения величины ПМ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области на 2024-2026 годы исчислены в соответствии с Правилами установления величины ПМ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2021 № 1022, исходя из прогнозных величин ПМ в целом по Российской Федерации на 2023-2026 годы, доведенных до субъектов Российской Федерации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, основных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2026 года, индексов потребительских цен, прогнозируемых на 2024-2026 годы в составе предварительного прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно базовому варианту Прогноза на 2024 год составит 13018 рублей, на 2025 год – 13883 рубля, на 2026 год – 15053 рубля.
В соответствии с Указом № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одним из показателей национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" является снижение уровня бедности к 2030 году в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2021 года в Чернышковском муниципальном районе составила 31,7 процента, в 2022 году – 30,9 процента. Целевое значение на 2023 год составляет 30,5 процента, на 2024 год – 30,3 процента, на 2025 году – 30,1 процента, на 2026 год – 30,0 процентов.
10. Труд и занятость
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по Чернышковскому муниципальному району за 2022 год составила 7689 человек. В составе рабочей силы 5349 человека (69,6%) были заняты в отраслях экономики, 1491 человек не имели работы, но активно его искали и согласно методологии Международной организации труда (МОТ) классифицировались какбезработные.
Уровень безработицы, рассчитываемый в соответствии с критериями МОТ, в среднем за 2022 год составил 19,39% от численности рабочей силы.
На 01.01.2023 на регистрационном учете в центре занятости населения с целью содействия в поиске подходящей работы состояло 116 безработных гражданина (на 01.01.2022 – 172 безработных гражданина). Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1%.
На 01.07.2023 признаны безработными 50 человек (01.07.2022 – 57 человек). Уровень регистрируемой безработицы – 0,65%.
По прогнозу в 2023 году численность занятых в экономике составит 5288 человек и сократится на 1,2%.
По оценке, на конец 2023 года на регистрационном учете в органах службы занятости населения Волгоградской области будет состоять 120 безработных, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1,5 процента.
По базовому варианту Прогноза к концу 2026 года численность зарегистрированных безработных будет составлять 170 человек и уровень регистрируемой безработицы 1,8 процента.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период | |||||||||
Чернышковский муниципальный район Волгоградская область | |||||||||
Показатели | Единица измерения | отчет | отчет | оценка показателя | прогноз | ||||
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | ||||
базовый | базовый | базовый | |||||||
2 вариант | 2 вариант | 2 вариант | |||||||
1 | Население | ||||||||
1.1 | Численность населения (в среднегодовом исчислении) | тыс. чел. | 14,675 | 13,241 | 13,076 | 12,936 | 12,796 | 12,726 | |
1.2 | Численность населения (на 1 января года) | тыс. чел. | 14,860 | 13,337 | 13,146 | 13,006 | 12,866 | 12,726 | |
1.3 | Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. | 8,118 | 8,090 | 8,060 | 8,028 | 8,000 | 7,970 | |
1.4 | Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года) |
тыс. чел. | 4,122 | 3,864 | 3,714 | 3,556 | 3,393 | 3,243 | |
1.5 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | число лет | 71,1 | 69,2 | 69,5 | 69,7 | 69,9 | 70,0 | |
1.6 | Коэффициент естественного прироста населения | на 1000 человек населения | -13,1 | -9,4 | -8,5 | -7,2 | -6,4 | -4,7 | |
1.7 | Миграционный прирост (убыль) | чел. | -178,0 | -67,0 | -59,0 | -47,0 | -40,0 | -40,0 | |
2 | Валовой внутренний продукт | ||||||||
2.1 | Валовой внутренний продукт | млн руб. | 6 422,70 | 7 379,90 | 7 178,20 | 7 634,80 | 8 076,00 | 8 540,80 | |
2.2 | Индекс физического объема валового внутреннего продукта | в % к предыдущему году | 111,10 | 114,90 | 97,20 | 106,40 | 105,80 | 105,80 | |
3 | Промышленное производство | ||||||||
3.1 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами | млн руб. | 52,90 | 63,60 | 66,30 | 67,40 | 69,90 | 72,80 | |
3.2 | Индекс промышленного производства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
94,00 | 114,10 | 104,30 | 101,70 | 103,70 | 104,10 | |
4 | Сельское хозяйство | ||||||||
4.1 | Продукция сельского хозяйства | млн руб. | 4 665,90 | 5 414,30 | 5 098,80 | 5 386,40 | 5 666,10 | 5 955,10 | |
4.2 | Индекс производства продукции сельского хозяйства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,30 | 130,70 | 88,80 | 101,30 | 100,90 | 101,00 | |
4.3 | Продукция растениеводства | млн руб. | 3341,00 | 3978,80 | 3529,30 | 3735,90 | 3939,70 | 4154,30 | |
4.4 | Индекс производства продукции растениеводства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,30 | 141,40 | 85,70 | 101,20 | 101,20 | 101,20 | |
4.5 | Продукция животноводства | млн руб. | 1325,00 | 1435,50 | 1569,50 | 1650,50 | 1726,40 | 1800,80 | |
4.6 | Индекс производства продукции животноводства | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,20 | 102,30 | 100,40 | 101,70 | 100,10 | 100,20 | |
5 | Строительство | ||||||||
5.1 | Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" | в ценах соответствующих лет; млн руб. | 32,20 | 46,20 | 49,30 | 52,10 | 54,50 | 57,40 | |
5.2 | Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
67,60 | 137,70 | 101,00 | 100,50 | 100,60 | 100,70 | |
5.3 | Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство" | % г/г | 104,40 | 104,20 | 105,90 | 105,10 | 104,10 | 104,60 | |
5.4 | Ввод в действие жилых домов | тыс. кв. м общей площади | 1,10 | 1,66 | 1,20 | 1,20 | 1,20 | 1,20 | |
6 | Торговля и услуги населению | ||||||||
6.1 | Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года | % к декабрю предыдущего года |
107,80 | 111,40 | 105,30 | 104,00 | 104,00 | 104,00 | |
6.2 | Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год | % к декабрю предыдущего года |
106,50 | 112,80 | 105,20 | 104,70 | 104,00 | 104,00 | |
6.3 | Оборот розничной торговли | млн рублей | 1 174,80 | 1 368,20 | 1 465,90 | 1 600,70 | 1 727,90 | 1 867,10 | |
6.4 | Индекс физического объема оборота розничной торговли | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,60 | 101,50 | 101,20 | 103,50 | 103,50 | 103,60 | |
6.5 | Индекс-дефлятор оборота розничной торговли | % г/г | 108,00 | 114,73 | 105,90 | 105,50 | 104,30 | 104,30 | |
6.6 | Объем платных услуг населению | млн рублей | 173,70 | 159,80 | 176,50 | 189,70 | 202,90 | 217,40 | |
6.7 | Индекс физического объема платных услуг населению | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,00 | 86,70 | 100,50 | 102,50 | 102,50 | 102,60 | |
6.8 | Индекс-дефлятор объема платных услуг населению | % г/г | 104,30 | 106,16 | 109,90 | 104,80 | 104,40 | 104,40 | |
7 | Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия | ||||||||
7.1 | Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) | единиц | 22 | 21 | 21 | 23 | 24 | 25 | |
7.2 | Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) | чел. | 513 | 305 | 305 | 308 | 310 | 312 | |
7.3 | Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия | млн. руб. | 668,30 | 725,10 | 737,00 | 759,10 | 782,10 | 807,10 | |
8 | Инвестиции | ||||||||
8.1 | Инвестиции в основной капитал | млн рублей | 323,20 | 327,80 | 321,40 | 338,50 | 354,70 | 371,00 | |
8.2 | Индекс физического объема инвестиций в основной капитал | % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,00 | 92,70 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |
8.3 | Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал | % г/г | 104,90 | 100,80 | 103,80 | 104,00 | 105,60 | 105,50 | |
8.4 | Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте | % | 5,03 | 4,44 | 4,48 | 4,43 | 4,39 | 4,34 | |
9 | Денежные доходы населения | ||||||||
9.1 | Реальные располагаемые денежные доходы населения | % г/г | 102,90 | 94,30 | 103,40 | 102,60 | 102,60 | 102,70 | |
9.2 | Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения: | руб./мес. | 10 158,00 | 11 970,00 | 12 363,00 | 13 018,00 | 13 883,00 | 15 053,00 | |
9.2.1 | трудоспособного населения | руб./мес. | 10 892,00 | 13 047,00 | 13 476,00 | 14 190,00 | 15 132,00 | 16 408,00 | |
9.2.2 | пенсионеров | руб./мес. | 9 020,00 | 10 319,00 | 10 660,00 | 11 195,00 | 11 939,00 | 12 946,00 | |
9.2.3 | детей | руб./мес. | 10 414,00 | 11 914,00 | 12 307,00 | 12 799,00 | 13 467,00 | 14 601,00 | |
9.6 | Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения | % | 31,70 | 30,90 | 30,50 | 30,30 | 30,10 | 30,00 | |
10 | Труд и занятость | ||||||||
10.1 | Численность рабочей силы | человек | 7725 | 7689 | 7639 | 7605 | 7569 | 7533 | |
10.2 | Численность трудовых ресурсов – всего, в том числе: | человек | 7204 | 6840 | 6750 | 6700 | 6664 | 6650 | |
10.2.1 | трудоспособное население в трудоспособном возрасте | человек | 7076 | 6680 | 6600 | 6545 | 6509 | 6495 | |
10.2.2 | иностранные трудовые мигранты | человек | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
10.2.3 | численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике | человек | 128 | 160 | 150 | 155 | 155 | 155 | |
10.3 | Численность занятых в экономике – всего, в том числе по разделам ОКВЭД: | человек | 5424 | 5349 | 5288 | 5245 | 5234 | 5220 | |
10.3.1 | сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | человек | 2425 | 2599 | 2590 | 2580 | 2580 | 2580 | |
10.3.2 | добыча полезных ископаемых | человек | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
10.3.3 | обрабатывающие производства | человек | 22 | 16 | 21 | 20 | 20 | 20 | |
10.3.4 | обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | человек | 223 | 219 | 219 | 215 | 215 | 210 | |
10.3.5 | водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | человек | 23 | 22 | 23 | 23 | 23 | 23 | |
10.3.6 | строительство | человек | 41 | 44 | 40 | 40 | 38 | 35 | |
10.3.7 | торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | тыс. человек | 305 | 313 | 311 | 310 | 310 | 310 | |
10.3.8 | транспортировка и хранение | человек | 275 | 279 | 274 | 275 | 275 | 275 | |
10.3.9 | деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | человек | 13 | 12 | 12 | 8 | 8 | 8 | |
10.3.10 | деятельность в области информации и связи | человек | 26 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | |
10.3.11 | деятельность финансовая и страховая | человек | 30 | 27 | 26 | 24 | 24 | 24 | |
10.3.12 | деятельность по операциям с недвижимым имуществом | человек | 30 | 29 | 29 | 28 | 27 | 27 | |
10.3.13 | деятельность профессиональная, научная и техническая | человек | 47 | 47 | 45 | 45 | 45 | 45 | |
10.3.14 | деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | человек | 85 | 84 | 84 | 82 | 80 | 80 | |
10.3.15 | государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | человек | 389 | 416 | 416 | 415 | 412 | 410 | |
10.3.16 | образование | человек | 343 | 306 | 303 | 300 | 298 | 295 | |
10.3.17 | деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | человек | 342 | 344 | 344 | 340 | 340 | 340 | |
10.3.18 | деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | человек | 76 | 67 | 67 | 65 | 65 | 64 | |
10.3.19 | прочие виды экономической деятельности | человек | 729 | 501 | 460 | 450 | 450 | 450 | |
10.4 | Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике – всего, в том числе: | человек | 1780 | 1491 | 1462 | 1455 | 1430 | 1430 | |
10.4.1 | численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства | человек | 563 | 469 | 460 | 460 | 450 | 450 | |
10.4.2 | численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости | человек | 362 | 223 | 215 | 210 | 200 | 200 | |
10.4.3 | численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике | человек | 855 | 799 | 787 | 785 | 780 | 780 | |
10.5 | Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций | рублей | 30 127,90 | 33 600,90 | 36 920,20 | 38 467,60 | 40 775,60 | 43 222,10 | |
10.6 | Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций | % г/г | 110,00 | 111,50 | 108,00 | 106,00 | 106,00 | 106,00 | |
10.7 | Уровень безработицы (по методологии МОТ) | % к раб. силе | 23,04 | 19,39 | 19,14 | 19,13 | 18,89 | 18,98 | |
10.8 | Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % | 2,10 | 1,50 | 1,50 | 1,70 | 1,80 | 1,80 | |
10.9 | Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) | человек | 172 | 116 | 120 | 150 | 170 | 170 | |
10.10 | Фонд заработной платы работников организаций | млн руб. | 847,20 | 915,90 | 1 002,90 | 1 083,10 | 1 164,30 | 1 251,60 | |
10.11 | Темп роста фонда заработной платы работников организаций | % г/г | 92,60 | 108,11 | 109,50 | 108,00 | 107,50 | 107,50 | |